Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МИФЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ





 

Подчас мифологическое поведение оживает на наших глазах. Речь идет не о

"пережитках" первобытного менталитета. Некоторые аспекты и функции

мифологического мышления образуют важную составляющую часть самого

человеческого существа. Мы уже говорили по другому случаю о некоторых

"мифах современного мира". Это очень сложная и интересная проблема, мы не

можем претендовать на изложение в пределах нескольких страниц содержания

целой книги. Ограничимся очерком некоторых аспектов "современных мифологий".

 

Мы уже видели ту роль, которую в первобытных обществах играет реализованный

самыми разными путями "возврат к истокам". В современных европейских

обществах наблюдается до сих пор интерес к этому "возврату". Почти каждая

инновация представлялась или воспринималась здесь как определенный вариант

возвращения к Библии и ставила перед собой задачу оживить опыт раннего

христианства, первых христианских общин. Для руководителей Французской

Революции примерами были деятели Рима и Спарты. Вдохновители и исполнители

первой решительной и победоносной революции, ознаменовавшей конец

исторического цикла, считали себя хранителями древних добродетелей, воспетых

Титом Ливием и Плутархом.

 

На заре времени "происхождение" приобрело почти магическое значение. Иметь

хорошие "истоки" и иметь благородное происхождение было почти равнозначным.

"Мы ведем нашу родословную от Рима", ~ с гордостью повторяли румынские

интеллигенты XVIII и XIX веков. Родословная от латинян означала для них

некую мистическую причастность к величию Рима. Венгерская интеллигенция

находила оправдание древности, благородству и исторической миссии мадьяр в

мифе о Гуноре и Магоре и героической саге об Арпаде. В начале XIX века

гипноз "благородного происхождения" пробуждает во всей центральной и

юго-восточной Европе настоящую страсть к национальной истории, особенно к

ее ранней стадии.

 

"Народ без истории (то есть без исторических документов и историографии) как

бы не существует". Эти идеи получают распространение в историографии

народов центральной и восточной Европы. Подобная страсть являлась,

несомненно, следствием пробуждения национального чувства в этой части

Европы и очень скоро превратилась в инструмент политической борьбы и

пропаганды. Желание доказать "благородное происхождение" и "древность"

своего народа распространилось на юго-востоке Европы до такой степени, что

все историографии, за редким исключением, ограничивались национальной

историей и в конце концов, привели к самому настоящему культурному

провинциализму.

 

Страсть к "благородному происхождению" объясняет также периодическое

возвращение к расистскому мифу об "арийцах", особенно в Германии.

Социально-политический контекст этого мифа слишком хорошо известен, мы не

будем его касаться. Нас интересует лишь то, что "ариец" является

одновременно и самым дальним, "первоначальным" предком и благородным

"героем", исполненным всех достоинств и идеалов, к которым стремились все

те, кто не мог примириться с ценностями, утвердившимися в обществе в

результате революций 1789 и 1848 годов. "Ариец" был, собственно говоря,

моделью для подражания с целью достижения расовой "чистоты", обретения

физической силы, героической морали, бытовавших в достославные и

творческие времена "начал".

 

Что касается марксистского коммунизма, то его эсхатологические и

милленаристские построения были выявлены уже не раз. Мы уже раньше

отметили, что Маркс воспользовался одним из самых известных эсхатологических

мифов средиземноморско-азиатского мира ~ мифом о справедливом

герое-искупителе (в наше время это пролетариат), страдания которого призваны

изменить онтологический статус мира. "И действительно, марксово бесклассовое

общество и, как следствие этого, исчезновение исторической напряженности, ~

не что иное, как миф о золотом веке, который по многочисленным традициям,

характеризует и начало и конец истории. Маркс обогатил этот извечный миф

элементами мессианистской и иудейскохристианской идеологии: с одной

стороны, сотериологическая функция и профетическая роль пролетариата, с

другой стороны, последний и решительный бой между Добром и Злом, который

легко сравнить с апокалиптическим конфликтом между Христом и Антихристом,

заканчивающимся победой первого. Знаменательно, что Маркс разделяет

эсхатологическую надежду на абсолютный конец истории, в этом он расходится

с другими философами исторического процесса (например, Кроче, или

Ортега-и-Гассетом), для которых конфликты истории присущи самому существу

человеческому, и потому никогда не могут окончательно прекратиться".

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия