Студопедия — ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ






 

В Средние века мы наблюдаем подъем мифологического мышления. Все социальные

классы провозглашают собственные мифологические традиции. Рыцарство,

ремесленники, духовенство, крестьяне ~ все принимают "миф о происхождении"

своего сословия или своего предназначения и стараются подражать некоторым

образцам. Генезис этих мифологий самый различный. В цикле о короле Артуре

и теме Грааля соединяются, приобретая христианскую окраску, множество

кельтских верований, особенно тех, что связаны с верой в иной мир и за

гробную жизнь. Рыцари желают соперничать с Ланселотом и Персифалем.

Трубадуры развертывают целую мифологию о Женщине и о Любви, пользуясь

элементами христианства, но порой идя против учения церкви.

 

Некоторые исторические движения Средних веков с удивительной наглядностью

иллюстрируют самые типические проявления мифологического мышления. Мы

имеем в виду милленаристские экзальтации и эсхатологические мифы,

проявившиеся в крестовых походах, в движении Танхельма и Эда де Летуаль, в

возведении Фредерика II в ранг мессии и во многих других мессианистких,

утопических и предреволюционных движениях, блестяще исследованных Норманом

Коном в книге "В предверье тысячелетия". Остановимся на минуту на мифо

логическом ореоле Фредерика Второго: канцлер император, Пьетро де Винья,

представляет своего властителя как космического Спасителя: пришествия

подобного Космократора ожидал весь мир и вот теперь пламень зла потухнет,

мечи перекованы на орала, везде воцарились мир, справедливость и

безопасность. "Более того, у Фредерика есть несравненный дар соединять

вместе все части вселенной, примиряя жару и холод, твердое и жидкое, одним

словом, все противоположности. Он космический мессия, которого приемлют и

почитают земля, море, воздух. Его пришествие есть дело рук божественного

провидения, ибо мир уже близился к своему концу и последний суд казался

вот-вот наступит, когда Господь по великой своей милости отсрочил погибель и

прислал на землю чистого сердцем и духом властелина, чтобы воцарились до

последних дней мир, порядок и гармония. Все эти идеи, выражения, близки ему

самому, что видно по письму Фредерика, которое он посылает в свою родную

деревню Джези близ Анконы. Он пишет что свое появление на свет считает для

человечества столь же важным, как и рождение Христа, а деревню Джези,

столь же знаменитой как Вифлеем. Фредерик, по-видимому, единственный монарх

средневековой Европы, кто счел себя божеством, не по своей обязанности, а

по самой своей природе, счел себя ни больше, ни меньше, как воплотившимся

богом.

 

Миф о Фредерике Втором не исчезает с его смертью, ведь с этой смертью не

могли примириться, не могли допустить ее реальности: думалось, что

Император лишь удалился в какую-то дальнюю страну или что, по самой

распространенной народной легенде, спал под горой Этна. Но в один

прекрасный день он проснется и потребует свой трон. Через тридцать четыре

года после его смерти одному самозванцу удалось провозгласить себя в городе

Нейсе воскресшим Фредериком Вторым. Самозванца казнили в Вецларе, но миф не

утратил после этого своей популярности. Еще в XV веке сохранилась вера, что

Фредерик жив, что он будет жить до конца Света, что он единственный

законный император.

 

Миф о Фредерике Втором лишь блестящий пример гораздо более распространенного

и устойчивого явления. Религиозный престиж и эсхатологическая функция

королей удерживались в Европе до XVII века. Секуляризация идеи

эсхатологического монарха не уничтожила глубоко укоренившейся в душе

народа надежды всеобщего, универсального обновления, совершаемого новым

героем, в одной из новых форм: он может быть реформатором, революционером,

мучеником (во имя свободы народов), руководителем партии. Многие

эсхатологические и сотериологические моменты явились существенной составной

частью роли и миссии основателей и руководителей современных тоталитарных

движений. Мифологическое мышление может отбросить свои прежние устаревшие

формы, может адаптироваться к новым социальным условиям, к новым культурным

поветриям. Но оно не может исчезнуть окончательно.

 

Альфонс Дюпрон отлично выявил мифологические структуры и эсхатологическую

ориентацию такого явления как крестовые походы. "Ведущей идеей

крестоносцев был долг освободить Иерусалим... В феномене крестовых походов

мощно проявилось объединение двойной мечты: во времени и в человеческом

пространстве. В пространственном смысле знаком исполнения времен

оказывается объединение народов вокруг священного города-матери, центра

мира, Иерусалима". В качестве доказательства того, что речь здесь идет о

духовном, иррациональном, коллективном явлении, могут служить крестовые

походы детей, начавшиеся внезапно в 1212 году в Северной Франции и

Германии.

 

Спонтанность этих событий вне всякого сомнения: "никто не побуждал их к

этому, ни внутри страны, ни из-за границы", ~ утверждает современный

свидетель. "Детей отличали одновременно очень ранний возраст и крайняя

бедность, среди них было много пастушков". Они отправились в поход

процессией с пением, их было, по-видимому, около 30000. На вопрос, куда

они идут, они отвечали: "К Богу". По словам современника они намеривались

пересечь море и сделать то, чего не смогли сделать властители и короли,

освободить гроб Господень". Духовенство было против этого похода. Поход

детей из Франции окончился катастрофой: прибыл в Марсель, они погрузились

на семь больших кораблей, два из них потерпели кораблекрушение во время

шторма в открытом море у берегов Сардинии, все находившиеся на кораблях

потонули. Пять же других кораблей предатели завели в Александрию, где

продали детей предводителям сарацинов и торговцам рабами.

 

Примерно таким же образом разворачивались крестовые походы детей в Германии.

В хронике того времени сообщается, что в 1212 году мальчик по имени

Николас собрал вокруг себя множество детей и женщин. Он утверждал, что

ангел приказал ему отправится с ними в Иерусалим для освобождения гроба

Господня и что море расступится, чтобы пропустить их шествие пешком, как

когда-то произошло с народом Израиля. Оружия при них не было. Отправившись

в путь из Кельна они поднялись по Рейну, перешли Альпы и дошли до северной

Италии. Некоторые из них добрались до Генуи и Пизы, но были рассеяны. Те,

кому удалось достичь Рима, убедились, что представители властей их не

поддерживают. Папа не одобрял из планов и юным крестоносцам пришлось

возвратиться восвояси. По словам автора хроники тех лет Annales Carbacenses

"они вернулись, голодные, в рубище, молчаливые и одинокие". Никто им не

помогал. Другой свидетель сообщает: "Многие дети умерли по дороге, тела их

лежали на площадях и никто их не хоронил".

 

П.Альфандерин и А.Дюпрон совершенно справедливо усматривали в этом явлении

своеобразное возвышение детей в системе иерархии народной набожности. Это

было одновременно и мифом о невинных, призывам Иисуса к детям и народной

реакцией против крестового похода баронов, той же самой реакцией, которая

проявилась в легендах, возникших вокруг "Тафуров" во времена первых

крестовых походов". Завоевание Святых мест может теперь произойти только

в результате чуда, чудеса же приходят только к самым чистым и безгрешным, то

есть к детям и беднякам".

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.034 сек.) русская версия | украинская версия