ПЕРЕЖИТКИ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО МИФА
Неудачи крестовых походов не погасили эсхатологических надежд. Томазо Кампанелла в своем произведении "Об испанской монархии" умолял испанского короля финансировать новый крестовый поход против Турецкой империи и основать после победы Великую всемирную Монархию. Через 38 лет в Эклоге, посвященной Людовику XIII и Анне Австрийской, в честь рождения будущего Людовика XIV Т.Кампанелла предвосхищает одновременно возвращение Святой земли и обновление времени. Молодой король в тысячу дней завоюет всю землю победив чудовищ, то есть подчиняя неверных и освобождая Грецию. Магомет будет выброшен из Европы, Египет и Эфиопия вновь станут христианскими. Татары, персы, китайцы и весь Восток обратятся в христианскую веру. Все народы составят единый христианский мир, у обновленной Вселенной будет один центр ~ Иерусалим. "Церковь, ~ писал Кампанелла, ~ началась в Иерусалиме, в Иерусалим она и вернется, обойдя весь мир". Т.Кампанелла в своем трактате "Первое и второе воскресенье" не считает больше, подобно Святому Бернару, что "завоевание Иерусалима есть только этап к небесному Иерусалиму. Для него это установление мессианистского царства. Примеры можно было бы умножить.
Но следует подчеркнуть непрерывность и близость между средневековыми эсхатологическими идеями и различными "философиями истории" иллюминизма и XIX-ого века. Вот уже три десятка лет известна та исключительная роль, которую сыграли пророчества Джоаккино да Фьоре в возникновении и структуре всех этих мессианских движений, возникших в XIII веке и продолжавшихся в более или менее секуляризованной форме до XIX века. Главная идея Джоаккино о неизбежном начале для всего мира третьей эпохи истории, эпохи свободы, так как она будет проходить под знаком святого Духа ~ это идея приобрела большую известность. Она противоречила точке зрения, принятой церковью со времени святого Августина. По общепринятому учению, поскольку Церковь учредила на земле полное совершенство, то в будущем не будет больше обновления. Единственным решающим событием будет второе пришествие Христа и Страшный Суд. Джоаккино де Фьоре вводит в христианство архаический миф о всеобщем возрождении. Конечно, речь уже не идет о возрождении периодическом и бесконечно повторяемом. Третья эпоха, по его мнению, будет царством Свободы под руководством Святого Духа, а это предполагает, что историческое христианство остается позади и, как следствие этого, упраздняются существующие правила и установления.
Мы не будем останавливаться здесь на различных эсхатологических движениях, побудительным импульсом которых оказалась мысль Джоаккино де Фьоре. Не стоит все же вспомнить о некоторых учениях, являющихся неожиданным продолжением идей калабрийского прорицателя. Так Лессинг в своем труде "Воспитание человеческой расы", развивает тезис о постоянном и прогрессивном откровении, завершающемся в третьей эпохе. Лессинг оценивал это как победу разума с помощью воспитания. По его мнению, в этом совершается исполнение христианского откровения об "энтузиастах XIII-го и XIV-го веков", единственным заблуждением которых было то, что они слишком рано провозгласили "новое вечное евангелие".
Влияние идей Лессинга было значительным и через сторонников Сен-Симона он оказал воздействие на Огюста Конта и его учение о трех состояниях. Его воздействие испытали на себе также Фихте, Гегель, Шеллинг; согласно этим идеям в третью эпоху произойдет обновление Истории. Через этих мыслителей эсхатологический миф оказал влияние на некоторых русских писателей, в частности на Красинского, автора "Третьего царства духа" и Мережковского, автора "Христианства третьего Завета". Конечно, здесь мы имеем дело с полу философскими идеологиями и фантазиями, а не с эсхатологическим ожиданием царствования Святого Духа. Но во всех этих теориях и фантазиях более или менее явно просвечивается миф о всеобщем обновлении.
|