ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Мы не намерены представлять и обсуждать здесь различные современные интерпретации мифа: проблема эта в высшей степени интересна и заслуживает того, чтобы ей посвятили отдельную книгу. Дело в том, что новое "открытие" мифа в XX веке представляет главу истории современной мысли. Критическое изложение всех интерпретаций, от античности до наших дней, можно найти в блестящей работе Яна де Фриса "История исследований мифологий" (1961). См. также Э.Бесс "История мифологических знаний" (1935).
Что касается методологии исследований о мифе (начиная от "астральной" школы до современных этнологических интерпретаций мифа) см. библиографию, содержащуюся в нашей работе "Очерк истории религий", стр.370, см. также Я.Геннингер "Миф в этнологии" (Словарь Библии. Дополнение VI); И.Л.Зайфер "Смысловое значение мифов" (Мюнхен, 1954).
Анализ современных теорий мифа содержится в работе Д.Мелвила и Фрэнсиса С Херсковица "Культурологический подход к мифу" (В.Дагомеен Неретив, 1958, стр.81-122). О связи между мифами и обрядами см. Клайд Клакхон "Мифы и обряды: общая теория" (Гарвард Теолоджикал Ревью, XXXV, 1942, стр.45-79). С.Г.Хук "Миф и обряд: прошлое и настоящее" (В работе "Myth, Ritual and Kingship" изданной С.Г.Хуком, Оксфорд, 1958, стр.1-21); Стенли Эдгар Хайман "Ритуалистический взгляд на миф и мифическое" (В сб.: "Миф. Си мпозиум", изд. Томаса А.Сибуза, Филадельфия, 1955, стр.84-94).
Структуралистскую интерпретацию дает Леви-Строс в работе "Структурное исследование мифа" ("Миф. Симпозиум", стр.50-66) и "Структура мифов" (В работе "Структурная антропология", Париж, 1958, стр.227-255). "Миф, наука о религии и современное государство" ~ критическое исследование некоторых новейших теорий, выдержанное в духе "абсолютного историцизма" и принадлежащее перу Эрнесто де Мартино (Нови Аргоменти, 37, март-апрель 1959, стр.4-48).
Несколько статей о мифах напечатано в тетрадях 4-6 журнала "Штудиум генерале", VIII, 1955, см. в первую очередь статью В.Ф.Отто "Миф" (стр.263-268), Карла Керени "Размышления о Хильдебрехта Хоммеля "Миф и логос" (стр.310-316), К.Гльдхаммера "Демифологизация мифа как проблема мифологии" (стр.378-393).
Новые взгляды на структуру и функцию мифов в архаических обществах содержится в недавно опубликованной работе Г.Баумана "Миф в этнологической перспективе" (Штудиум генерала, XII, 1959, стр.583-597).
Том "Миф и мифотворчество", опубликованный под руководством Генри А.Мэррей (Нью-Йорк, 1960), содержит 17 статей о различных аспектах мифа, взаимосвязи между мифом и фольклором, мифом и литературой и т.д. См. также исследование Джозефа Кэмпбела "Маски Бога: примитивная мифология" (Нью-Йорк, 1959).
Новое поколение мифа дается у Теодора Г.Гастера в его исследовании "Миф и история" (Нумен, I, 1954, стр.184-212).
Е.СТРОГАНОВА
|