ПРИМЕЧАНИЯ
Стр.11 Время сновидений ~ в австралийской мифологии аналог Мифического Времени, Времени Начала Всех Начал, Времени Оно, Первовремени и т.п. ~ времени первотворения, первопредков, первопричин и перводействий, времени установления норм общественной и социальной жизни.
Стр.12 Милленаризм ~ (от лат. mille ~ "тысяча", annum ~ "год"). Первоначальное значение: учение о втором пришествии Иисуса Христа и установлении 1000-го царства всеобщего благоденствия. Не акцентируя внимание на "1000-го царстве Христа", под милленаризмом понимают вообще грядущий период благополучия, часто ~ возвращение к прежнему, "райскому" существованию. Милленаризм может проявляться в фольклорно-мифологических представлениях, специфических культах, движениях, иногда носящих антиколониальную или антимиссионерскую направленность.
Стр.12 Карго культы (от англ. cargo ~ "судовой груз"). Разновидность милленаристских движений. Имели место преимущественно на Новой Гвинее и островах Меланезии. Название соответствует основной идее: от духов-предков должен прийти груз с необходимыми товарами, продовольствием и т.п. В ожидании предков и карго прекращается всякая хозяйственная деятельность, кроме сооружения специальных складов для будущего груза. С их появлением наступит эра благоденствия, местные "черные" и пришлые "белые" поменяются не только социальными ролями, но и цветом кожи, весь мир изменится противоположно существующему.
Стр.12 Оргиастические действа ~ (от греч. "тайные обряды, таинства, священнодействия"). Первоначально: действия, являющиеся частью религиозных празднеств древних греков в честь Богини земледелия и плодородия Деметры и Бога виноделия Диониса. Действия включали ночные факельные шествия, ритуальные опьянения, эротические обряды, кровавые жертвоприношения; к участию в них допускались только посвященные.
Стр.14 Рапсоды ~ (от греч. "смешиваю" и "песнь"). Древнегреческие декламаторы, исполнявшие эпические поэмы (преимущественно Гомера) речитативом, без музыкального сопровождения. В отличие от аэдов, рапсоды не импровизировали песни, а комбинировали ("сшивали") отрывки разучиваемых по записи текстов.
Стр.16 Космогонический миф ~ миф о творении, о происхождении Космоса из Хаоса; основной начальный сюжет большинства мифологий.
Стр.20 Неофит ~ (от греч. "новообращенный"). Человек, проходящий ритуал инициации, посвящения.
Стр.20 Гэсэр ~ цикл эпических песен монгольских, ряда тюркских и тибето-бирманских народов; относятся к жанру "классического" героического эпоса. Назван по имени главного героя-богатыря Гэсэра. Исполнитель Гэсэра и др. героических эпосов ~ улигерчин.
Стр.26. Укко ~ в прибалтийско-финской мифологии верховный Бог, громовержец. Близок образам громовержцев в других индоевропейских мифологиях (балт. Перкунас, сканд. Тор, саам. Айеке и др.). Иногда именем укко называется божество вообще (хотя чаще говорят "Юмала").
Стр.26 In illo tempore ~ здесь: в То время. Употребляется аналогично "Во Время Оно..." Также соответствует Времени Сновидений (австрал.), Первовремени, Правремени, Времени Изначальности и под. наименований Мифического Времени.
Стр.36 Вершина Кайласа ~ гора в Гималаях, самая высокая из гор одноименного хребта на юге Тибетского нагорья. В индуистской мифологии ~ обитель Богов Шивы и Куберы.
Стр.44 Экзогамское родство ~ родственные отношения, основанные на принципе экзогамии (от греч. "вне" и "брак"), предписывающем заключение брака за пределами определенной общности (классический пример ~ экзогамия рода).
Стр.45 Гильгамеш ~ (акк. Гильгамеш; шумер. ~ возможно восходит к Бильга-мес ("предок-герой"). Мифический герой шумерского и аккадского эпоса. Возможно, историческая личность ~ пятый правитель I династии г. Урука. Сохранилось 5 шумерских эпических песен о Гильгамеше: 1) Гильгамеш и Ад; 2) Гильгамеш и гора бессмертных; 3) Гильгамеш и небесный бык; 4) Гильгамеш, Энкиду и подземный мир; 5) Гильгамеш в подземном мире. Наиболее разработан образ Гильгамеша в аккадском эпосе (существуют три версии, наиболее полная ~ по эма "О все видавшем", дошедшая в записях VII-VI вв. до н.э.
Стр.45 Энкиду ~ (шум. возм. "владыка, создавший землю"). В шумерской мифо-поэтической традиции ~ слуга, раб Гильгамеша, в аккадской ~ его друг и побратим. По этой же версии он был создан из глины как двойник Гильгамеша. Тело Энкиду покрыто шерстью, он живет в степи, близок диким животным, которых охраняет от охотников. Встреча с равным по силе Гильгамешем изменяет жизнь Энкиду: он становится его побратимом, участвует в подвигах и принимает за них смерть от разгневанных Богов.
Стр.45 Ан ~ (шум. "небо", акк. Ану). В шумеро-аккадской мифологии: Бог неба, одно из главных божеств, "отец Богов". Характерна бездеятельность, невмешательство в дела мира. Один из сыновей (Энлиль) иногда выступает его соперником. Жены: Ураш ("земля") и Инанна-Иштар (олицетворение планеты Венеры). В аккадском пантеоне существует женское соответствие ~ Анту.
Стр.45 Энлиль ~ (шум. возм. "владыка ветер", акк. Эллиль). Один из главных Богов шумеро-аккадского пантеона. Занимает второе место после своего отца Ана, которого в ряде случаев превосходит. Жена ~ Нинлиль (или его женская параллель), сыновья: Бог Луны Нанна, Боги войны Нинурта и Нингирсу, Бог палящего солнца и преисподней Нергал, Бог-судья Намтар и др. Соединяет в себе черты божества плодородия, жизненных сил и необузданной стихии. Может выступать в качестве умирающего и воскресающего Бога.
Стр.48 Праджапати ~ ("господин потомства"). Бог-творец в индийской мифологии.
Стр.49 Змей Апоп ~ в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и злые силы. Извечный враг Бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов Солнца. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Сражение повторяется каждую ночь, из которого Ра всегда выходит победителем.
Стр.50 Компаративизм ~ в западной литературе: наименование сравнительно-исторического метода исследования. Метод, позволяющий путем сравнения выяснить общее и особенное в развитии стран и народов мира, а также причины этих сходств и различий. В этнографии: один из основных способов реконструкции первобытного общества, исследования этногенеза народов, этнических культур и т.п. В XIXв. на формирование сравнительно-исторического метода большое влияние оказало развитие сравнительно-исторического языкознания, сравнительной мифологии и сравнительного изучения религий. В дальнейшем: основной метод исследования эволюционистов (Дж. Фрейзера, Л. Моргана, Э.Тейлора, Дж. Мак-Леннана и др.).
Стр.56 Тиамат ~ ("море"). В аккадской мифологии: персонификация первозданной стихии, воплощение мирового Хаоса. В битве с Мардуком погибает, будучи рассеченной им пополам. Из верхней половины ее тела образовалось небо, из нижней ~ земля.
Стр.56 Мардук ~ центральное божество аккадского пантеона, главный Бог г.Вавилона. В космогонической поэме "Энума Элиш" одерживает победу над воплощением Хаоса ~ Тиамат ~ создает мир, распределяет владения между богами и небесными светилами.
Стр.65 Карей ~ в мон-кхмерской мифологии (племена семангов, джахай, ланох, кента Малаккского полуострова) божество грома. Иногда отождествляется с божеством солнечного света Та Педном, он же его старший брат или даже отец. Место обитания ~ пещера.
Стр.71 Эмпедокл ~ (ок. 409 ~ ок. 430 гг. до н.э.). Древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель. "Корнями всего сущего" считал четыре первовещества ~ землю, воду, воздух, огонь; "движущими силами" ~ любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под воздействием которых Космос то соединяется в единый шар, то распадается.
Стр.73 Ефрем Сирин ~ в русской традиции именование сирийского гимнографа Мар Афреме (ок. 306 ~ 363 гг), стоящего у истоков средневековой христианской литературы. Оказал большое влияние на византийскую и древнерусскую литературу. Известен и в Западной Европе благодаря относительно ранним переводам на греч. и лат. языки.
Стр.83 Ab origine (лат.) ~ от начала, от основания, от истока, от рождения. У М.Элиаде употребляется как эквивалент Мифического времени творения.
Стр.87 Сома ~ (от глагола "выжимать"). В древне-индийской мифологии: божественный напиток и божество этого напитка (в дальнейшем и луны) ~ Сома Павамана (очищающийся). По значимости стоит на третьем месте после Индры и Агни. Существовал особый ритуал приготовления напитка из растений сома (точно не идентифицировано), которое "происходит с неба, но растет на земле". Эпитеты Сомы: Господин мира, Бог над всеми Богами, Первый творец. Считалось, что он одновременно родитель и дитя неба, владыка вод, приносит богатство, счастье, удачу.
Стр.92 Сотериология ~ от греч. "спаситель".
Стр.100 Кингу (акк.) ~ Согласно аккадской космогонической поэме "Энума Элиш", чудовище, созданное Тиамат. Она делает его своим мужем, вручает "таблицы судеб" и отправляет сражаться с Мардуком. Мардук отнимает "таблицы судеб" у Кингу, убивает его. Из крови убитого Кингу и глины Мардук вместе с Эйей создает людей.
Стр.101 Олорун ~ ("хозяин неба"). В мифах йоруба (Африка) ~ глава пантеона богов. Передал управление небесным сводом и миром созданному им Обатала.
Стр.101 Обатала ~ ("господин белой одежды"). В мифах йоруба Бог, управляющий небесным сводом и миром. Создан Олоруном. Вместе с женой Оддува породил Божеств земли и воды, а от их союза произошел Бог воздуха. Олорун создал из глины первых людей ~ мужчину и женщину.
Стр.102 Мана ~ (от лат. manes ~ "души предков"). Отсюда манизм, теория происхождения и развития религии из культа предков (Г.Спенсер). Другое значение: у народов Меланезии и Полинезии ~ невидимая сверхъестественная сила, которая в равной мере может быть присуща людям, животным или предметам. От нее зависит благополучие, удача, везение.
Стр.102 Мулунгу ~ Бог-громовержец и первопредок в мифах бантуязычных народов Восточной Африки.
Стр.120 Атман ~ одно из кардинальных понятий в религиозно-мифической системе индуизма. Употребляется в следующих значениях: 1) местоимения "я", "себя"; 2) "тело"; 3) обозначения субъективного психического начала, индивидуального бытия, души; 4) обозначение высшей духовной сущности. Как субъективное индивидуальное начало противопоставляется объективной первичной реальности ~ брахману, но в конечном итоге совпадает с ним.
Стр.131 "Деяния Фомы" ~ апокриф. Гностическая традиция образ одного из двенадцати апостолов ~ Фомы ~ обыгрывает как "близнеца" Иисуса Христа, нередко представляя Фому Единственным из апостолов, кто удостоился откровения о тайном смысле учения Христа (например, Евангелие от Фомы). В основы "деяний Фомы" положено предание, согласно которому Христос явился Фоме в видении и повелел отправляться в Индию.
Стр.180 Джоаккино де Фьоре ~ в русской транскрипции ~ Иоахим Флорский (ок. 1132-1202). Монах цисторианского ордена, основатель Флорского ордена в Италии, средневековый философ. М.Элиаде обращается к нему как к автору "Вечного Евангелия", делящего мир на три эпохи: эпоху Бога Отца (ветхозаветная), эпоху Бога Сына (новозаветная), эпоху Святого Духа (грядущая) и акцентирует внимание на двух положениях его концепции: эволюции взаимоотношений человека с Богом и аналогичности периодов мировой истории. Согласно ортодоксальному христианству, это учение считается еретическим.
Стр.157 Эвгемеризм ~ от имени древнегреческого философа Эвгемера из Мессепы, жившего в IV в. до н.э. Ему приписывается авторство "Священной записи" ~ философского романа, в котором Эвгемер пытается осмыслить мифологию.
Стр.166 Logia agrapha ~ "слова ненаписанные", предания.
Стр.166 Синоптические Евангелия ~ первые три канонические Евангелия: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки. Объединены по принципу текстуальной близости.
Стр.175 Грааль ~ в западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно считалось, что это чаша с кровью Иисуса Христа. Часто предполагалось, что это чаша, используемая Иисусом Христом на Тайной Вечере. Одно из значений Грааля ~ табуированная тайна, невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся по-разному.
Стр.179 Святой Бернар ~ не совсем ясно, о ком в данном случае идет речь: о Бернаре Клервонском или Бернаре Сладостном. Бернар Клервонский (ок.1091-1153) ~ монах цисторианского монастыря, в дальнейшем ~ основатель ордена бернардинцев ~ "псов господних", опоры папства. Содействовал организации II крестового похода, обращению в христианство народов Прибалтики. Бернар Сладостный (ум. ок. 1320) ~ монах-францисканец, один из первых и известнейших последователей Франциска Ассизского. В дальнейшем, после его смерти и раскола в ордене ~ один из лидеров альбигойцев. В 1303 г. возглавлял восстание против инквизиции. В 1318 г. приготовлен к пожизнен ному заключению.
Стр.188 Ташизм ~ (от фр. tache ~ "пятно"). Разновидность абстрактного искусства 1940-50 гг. (абстрактный экспрессионизм). Представители: Дж.Поллок в США, П.Сулаж во Франции, К.Аппал в Нидерландах. Основным источником творчества считали бессознательное.
Стр.188 "Поминки по Финненгану" ~ авангардный роман (1939) ирландского писателя Джемса Джойса (1882-1941). В основу положена одноименная ирландская баллада XIX века.
Стр.189 Суахили ~ один из двух официальных языков Танзании и Кении. Распространен также в Сомали, Заире, Мозамбике. Язык межэтнического общения в Восточной Африке. Относится к семье языков банту. Письменность на основе латинского алфавита.
Стр.189 Дадаизм ~ (от фр. dada ~ "конек", "деревянная лошадка"). Модернистское литературно-художественное течение в 19161922гг. Сложился в Швейцарии. Представители: Т.Туара, Р.Гюльзенбек, М.Янко, М.Дюшан, М.Эрнст, Ж.Арт и др. Характерная черта─ экспериментирование на сочетании звуков, слов, графике, чертежах и т.п. Выделяют французских "абсолютных дадаистов" (А.Бретон), выступавших за отказ от социализации искусства, и немецких "политических дадаистов" (Ж.Грос, Дж.Хартфилд), выступавших против милита ризма и буржуазного строя.
Стр.189 Додекафонизм ~ течение в музыке, основанное на специфическом методе сочинения ~ додекафонии (от греч. dodeka ~ "двенадцать" и phone ~ "звук"), возникшем в процессе развития атонализма (атональной музыки). Метод разработан австрийским композитором А.Шенбергом. Музыкальное произведение, написанное в этой технике, выводится из так называемой серии (ряда) определенной последовательности двенадцати звуков различной высоты, включающей все тона хроматического звукоряда, ни один из которых не по вторяется.
Стр.192 Финская школа ~ возникшее в Финляндии направление, использующее историко-этнографический метод изучения взаимодействия культур и концентрирующее внимание на исследовании фольклора. Считается, что предпосылками зарождения этого метода были коренные изменения в общественных науках, вызванные переворотом в естествознании вследствие эволюционной теории Ч.Дарвина и позитивистского направления в философии. Первым шагом в формировании финской школы можно считать выступление в 1873 г. А.А.Борениуса, посвященное миграции рун. Окончательно оформилась в начале XX века, благодаря исследованиям и методическим разработкам К.Круна (1863-1933), профессора финской и сравнительной фольклористики в Хельсинском университете. Им же была определена основная задача исследований финской школы ~ выявление этнической принадлежности, места и времени возникновения того или иного сказочного сюжета. Представители: Ю.Крун, К.Крун, А.Аарне, С.Томпсон и др.
|