Этико-субъективные взгляды Лаврова и Михайловского
Лекция 4. Этико-субъективная школа. План Этико-субъективные взгляды Лаврова и Михайловского Взгляды Южакова Этико-субъективные взгляды Лаврова и Михайловского Возникновение этико-субъективной школы приходится на 60-е годы XIX века и связано с так называемым «пропагандистским» направлением в народничестве, которое соперничало и взаимодействовало на протяжений всей своей истории с «бунтарским» (бакунизм) и «заговорщицкими» (П. Н. Ткачев и его сподвижники) течениями в русской революционной и научной мысли, вело активную полемику с марксизмом.
Истоки основного круга идей этой школы следует искать в работах по социальной философии А. И. Герцена и особенно Н. Г. Чернышевского.
Другим мощным источником идей для этико-субъективной школы явилась современная ей западная социология - взгляды Э. Дюркгейма, Г. Тарда, О. Конта, Г. Спенсера и некоторых других ученых. Правда, и эти идеи не столько использовались, сколько интерпретировались и оспаривались.
Одними из первых в европейской общественной мысли русские социологи этико-субъективного направления начали не только критическое осмысление круга идей марксизма, но и их активное использование для решения своих проблем.
Основателями этико-субъективного направления выступали П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский,личности многосторонне одаренные и проявившие себя в различных сферах деятельности. П. Л. Лавров - один из основоположников народнической доктрины 60-х годов, лидер «пропагандистов», философ, социолог, публицист, в прошлом профессор математики, ветеран русской революции. Н. К. Михайловский,- один из основоположников общественно-политической и научной публицистики, философ, социолог, историк науки, биолог по основному образованию.
Оба - духовные лидеры революционной молодежи 70-х годов, а их произведения - «Исторические письма» (1868-1869) П. Л. Лаврова и «Что такое прогресс?» (1869) Н. К. Михайловского, - социологические по своей сути, сыграли роль манифестов, побудителей к активному действию для многих сотен людей, «пошедших в народ» под их влиянием.
Необходимо, заметить, что значительная часть наследия Н. К. Михайловского - это развернутые рецензии и отзывы на новинки социологической литературы, публицистические статьи и т. д., с одной стороны, а с другой - многие его оригинальные социологические выводы разбросаны в статьях, не имеющих прямого отношения к социологии, что затрудняет целостный анализ его взглядов.
Выделение собственно социологических работ у П. Л. Лаврова также достаточно условно - целостность его подхода во многом опирается на его более ранние философские работы, обосновывающие антропологический принцип как исходный взгляд на природу, общество и личность. Кроме того, следует учитывать эволюцию П. Л. Лаврова в сторону марксизма и экономизма, а Н. К. Михайловского - в сторону социальной психологии, одним из первых провозвестников которой в России он и является.
Однако в целом общий круг идей этико-субъективной школы оставался достаточно постоянным. Новые авторы по-своему лишь развивали и интерпретировали их, что-то добавляли, с чем-то не соглашались, но в целом оставались в орбите влияния П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского.
Среди этих авторов прежде всего следует назвать С. Н. Южакова(1849-1910), подвергшего критике сам субъективный метод как бы изнутри школы и эволюционировавшего к анализу общественных форм и культуры. Его основная работа - «Социологические этюды» (1895). Это также В. П. Воронцов(1847-1918) и И И. Коблиц(1848-1893), развивавшие психологическое течение в этико-субъективной социологии. Наконец, следует назвать В. М. Чернова(1876-1952) - лидера партии эсеров, стремившегося синтезировать идеи школы с рядом положений П. Н. Ткачева и его направления. С его «Философскими и социологическими этюдами» (1907) и последующими работами связывают начало эволюции идеологии народничества в новую фазу развития, которую можно обозначить как неонародничество.
Общей основой решения социологических проблем явился общенароднический тезис о возможности особого пути развития (для России в особенности), минуя некоторые его стадии, прежде всего капитализм, опираясь на такой институт традиционного общества, как община, и активно революционную (миссионерскую по сути) деятельность интеллигенции и ее лидеров. Круг идей, вписывающихся, в утопический социализм, позволил сформулировать одну из главных тем чуть ли не всей российской социологии - анализ структур традиционного общества и возможности перехода от них к другим стадиям цивилизационного развития.
|