П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский дали оригинальные решения ряда классических социологических тем.
Необходимо отметить обоснование ими субъективного метода в социологии и определение на этой основе предмета последней, с чем прежде всего связана и специфика школы, и само ее название, и ее известность за пределами России, и ее влияние на развитие науки.
Второй круг проблем, с постановкой и решением которых связан эвристический потенциал этико-социологической школы, составляет ее социология личности.
Наконец, в-третьих, это разработка П. Л. Лавровым, Н. К. Михайловским и С. Н. Южаковым оригинальных теорий прогресса - темы на самом деле центральные для социологии XIX века и получившей совершенно новое звучание в веке XX.
В определении предмета социологии и поисках ее места в системе наук представители этико-субъективной школы исходили из тезиса О. Конта о необходимости создания позитивной, опытной науки об обществе. Одновременно эти мыслители сосредоточили свое внимание на критике объективного метода в социологии и обосновании метода субъективного.
Наиболее развернутую аргументацию предложил П. Л. Лавров.
Все научные дисциплины, согласно ему, делятся на две группы.
Первую составляет естествознание, вторую - история, сосредоточивающая свое внимание на неповторяющихся событиях, происходящих в обществе изменениях.
Естествознание представлено науками феноменологическими, изучающими законы повторяющихся явлений (геометрия, механика, физика, химия, биология, психология, этика и социология), и науками морфологическими, исследующими распределение форм и предметов в группах (астрология, геология и т. д.).
Центральной проблемой классификации является соотношение истории и социологии. Ведь социология, опираясь на естествознание, отыскивает свои законы в истории.
Только осмыслив историю, можно познать общество. Тем самым обозначается двойственная, противоречивая природа социологического познания.
С одной стороны, социология имеет дело с повторяющимися явлениями и призвана раскрыть объективные закономерности, подобно естественным наукам в целом.
С другой стороны, сам ее предмет человек - выделяет ее из собственно естествознания и сближает с историей в группу наук о человеке, но история изучает единичные и неповторимые факты.
В социальном познании, где субъект и объект взаимосвязаны, неразделимы друг с другом, где человек познает самого себя, нет знания безотносительно к личности.
Поэтому, считает П. Л. Лавров, выход из данного тупика может быть только один - конституирование единой науки о человеке, в которую бы вошли социология и история с общим им субъективным методом познания.
Социология (как и история) неотделима от этики, следовательно, метод наук о человеке может быть определен как этико-субъективный (от названия метода происходит и название школы).
|