Примером может служить процесс очистки сафлорового кармина, который получали из высушенных соцветий однолетнего растения сафлора (Carthamus tinctohus). Чтобы извлечь краситель, роскошные желтые или оранжевые корзинки соцветий диаметром до 4 см сначала высушивали и заливали водой, для экстракции из них непригодного для крашения пигмента сафлорового желтого. Красящее вещество картамин, ради которого и затевали всю эту процедуру, в воде растворяется плохо; его извлекали слабым раствором соды. Если этот раствор затем немного подкислить, картамин выпадает в осадок, который можно либо сразу использовать для окраски тканей, либо чистить дальше.
Чтобы получить более чистый краситель, полученным осадком обрабатывали сначала хлопчатобумажную ткань, с которой картамин легко смыть раствором соды (примеси при этом остаются на ткани). Осажденный из этого раствора очищенный сафлоровый кармин поступал в продажу в виде густой красной пасты, которой красили шерсть и бумагу в вишнево-красные тона. Сафлоровый кармин широко использовали для окраски тканей до начала XX века, но он был слишком чувствителен к свету, воздуху, щелочам и хлору, а потому с развитием химической промышленности его вытеснили искусственные красители.
Давно прошли те времена, когда владыки награждали своих подданных одеждой диковинного цвета. Теперь никого никаким цветом не удивишь. Достижения современной химии позволяют синтезировать любые красители, и число их растет с каждым годом. В одном сезоне модны естественные тона, зеленые и коричневые, а в следующем — все оттенки розового и канареечно-желтый. Но мы не забываем старые краски. На арабском Востоке женщины по-прежнему расписывают руки замысловатыми узорами, используя для этого хну, а в России каждую весну красят яйца луковой шелухой