Студопедия — В ОСОЗНАННОСТЬ 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В ОСОЗНАННОСТЬ 3 страница






Многие ученые, в том числе и великие, не раз замечали, что творческое озарение, предшествовавшее тому или иному открытию, приходило к ним в минуты умственного затишья. Когда среди выдающихся американских ученых, включая Эйнштейна, провели опрос, который должен был выявить их рабочие методы, то оказалось, что «в короткой и решающей фазе творческого прорыва» мышление «играет лишь второстепенную роль». Выходит так, что многие ученые далеки от творчества не потому, что не умеют думать, а потому, что не могут перестать думать.

Существует мистическая связь между художником и его творением, равно как и между произведениями и теми, для кого они созданы, — зрителями, читателями, слушателями.

Среди великого разнообразия музыкальных произведений есть «модные» и вечные. Первые состряпаны из семи нот вполне правильно, рационально, технично. Но в них нет и капли подлинного вдохновения, Высшего Сознания. Они сотворены мутным человеческим рассудком, им же равнодушно и «потребляются» для заполнения пауз. О них говорят: «сделано без души». Звучат звуки, а душа молчит, не резонирует — не с чем.

Иное дело музыка вечная, созданная высоким полетом духа, соединением души человека-творца и Высшего Разума, Высшего Сознания, Бога. Когда вы слышите те же семь нот, но в гармонии света и радости, душа ваша нежится в этих лучах. Вам не нужны разъяснения музыкальных критиков, тонкий слух или специальное образование — достаточно самих этих неземных звуков. (Даже коровы, говорят, лучше доятся под классическую музыку... Интересно было бы проверить их реакцию на тяжелый рок!)

Подлинное творчество потому так и называется, что оно бескорыстно и правдиво. «В то время как истинные художники, литераторы и музыканты, — пишет Иоанн Сан-францисский, — боятся только солгать в своем искусстве, не выразить его последней правды (таков страх и настоящих ученых), поверхностные деятели искусства боятся только неблагоприятной оценки своих произведений, отсутствия похвал и покупателей».

Глубина постижения того или иного художественного произведения тоже во многом зависит от уровня искренности, непредвзятости и открытости, но уже со стороны зрителя, слушателя. Дух художника, даже давно умершего, живет в его творениях. Это нравственно ощущаемое поле. Однако, погрузившись в мысли, вы можете пройти мимо гениальной скульптуры или картины, ничего не почувствовав. Ваше сознание останется холодным, поверхностно-рассудочным, не почувствовав ровным счетом ничего, сердце промолчит.

Чтобы ощутить душу творца, нужно самому хоть немного поступиться самостью, открыть сознание,утишить рассудок и начать созерцать видимое внутренним зрением. Когда вы освобождаетесь от незваных мыслей и эмоций, балансируете на тонкой грани рассудка и не-рассудка, происходит таинство соприкосновения вашей души и души художника-творца. Теперь вы знаете, что в этот момент вас объединяет с ним Высшее Сознание. Настроившись на его волну, вы начинаете видеть, слышать и ощущать «шестым чувством» заложенное в произведение духовное послание. Вы снова в удивительном мире светлой радости, покоя и любви. Истинное искусство вечно, потому что вечна душа.

В основу японской чайной церемонии заложен механизм постижения прекрасного. В средние века его объясняли приблизительно так. Глаза очищаются созерцанием цветка и нескольких свитков на стене. Уши — звуком закипающего чайника. Нос — тончайшими ароматами зеленого чая. Рот — его вкусом. Руки и ноги — изысканностью форм. Когда все пять чувств, таким образом, очищены, открывается шестое чувство — чистый разум.

Не без сожаления оставляя сферу прекрасного, еще раз остановимся на теме открытого сознания. Мы уже выяснили, что открытым оно может быть, только когда усмирен «думатель» и душа соприкасается с Первоначалом — Высшим Сознанием.

Выше мы бегло упоминали о неосознанных контактах с Высшим Сознанием — в экстремальных видах спорта, в случаях смертельного риска и т. д. Тогда мы еще не были готовы идти дальше. Теперь можно восполнить пробел: речь шла о ситуациях, когда рассудок — в силу скоротечности событий и прямой угрозы жизни человека — останавливался и уступал место более мощному и эффективному Высшему Сознанию. Механизм, похоже, устроен так, что в кризисных ситуациях команда на отключение нашего «компьютера» поступает именно из этого источника. И только тогда, когда становится очевидной недостаточность интеллектуальной мощи рассудка для выработки мгновенной адекватной поведенческой реакции на опасность.

В таких исключительных случаях Высшее Сознание заполняет все нашевнутреннее пространство, отправляет рассудок во временную «отставку» и берет управление на себя. Оно мобилизует весь потенциал мозга, выжимая из человеческих ресурсов (в данной ситуации) все, что помогло бы сохранить ему жизнь.

Недавно мой знакомый попал в аварию. Его автомобиль сошел с трассы и летел метров пятьдесят, пока не упал в глубокий кювет. Слава Богу, он и его супруга отделались легкими травмами. Уже это выглядело невероятным. В тот же день он рассказал мне, что в момент аварии и полета в бездну он оставался исключительно спокойным. Полная ясность сознания, ни тени страха или паники. Все воспринималось, как в замедленном кино. Во время падения он что-то делал, но что именно, не помнит. Позднее механик, ремонтировавший автомобиль, сказал, что рулевая колонка была погнута руками. Моему знакомому за шестьдесят. Он не слабого десятка, но то, что он сделал и что, возможно, спасло им жизни, не под силу нормальному человеку.

Война также дает обильную пищу для размышлений на эту тему. Память о ней стирается, последние ее солдаты покидают наш мир. Общеизвестно, что на фронте и в тылу, постоянно находясь под угрозой смерти, недоедая и недосыпая, перенося нечеловеческие страдания, люди почти не болели. Отец мой, Царство ему небесное, воевал механиком-водителем танка. Однажды он около трех суток ремонтировал подбитую в бою машину, почти не вылезая из промерзшего болота. Сушились кое-как у костра. Никто даже насморка не схватил.

«В бою, — рассказывал он, — мыслей нет. Руки, ноги, голова работают сами по себе. Отвлечешься, задумаешься — конец. Страха тоже нет. Есть только одна цель: выполнить приказ и выжить».

После войны ветераны вспоминали фронтовые дни как самые счастливые, полные смысла и силы. Постоянное напряжение, открытость сознания и отношений — не отдавая себе в этом отчета, они большую часть отведенного им войной времени провели в поле Высшего Сознания, рядом с Богом. Послевоенные будни стали для многих и обретением, и потерей. Отец всегда тосковал по далеким военным дням. Вспомните замечательный рассказ А. Н. Толстого «Гадюка», в котором выведен образ женщины-комиссара, страдающей от смены «героики» гражданской войны на убогий быт питерской «коммуналки»!

С Высшим Сознанием нередко соприкасаются рыбаки и альпинисты, парашютисты и спортсмены (шахматисты, пожалуй, даже чаще других). Глядя на поплавок, ощущая потаенные токи сознания, идущие от тысячелетней памяти предков-добытчиков, человек незаметно входит в состояние не-рассудка. Проблемы, сомнения и планы вдруг куда-то исчезают, будто их и не было. Впрочем, в этот миг их действительно нет: они остались в мыслях — там, где им и положено быть. Стоит умолкнуть рассудку, окружающий мир делается тихим и дружелюбным. Словно сама природа склоняется к своему «блудному сыну», принимая его в свои объятия и успокаивая его мятущуюся душу. Каждый рыбак знает это состояние. И еще он знает, как трудно расставаться с ним, возвращаясь в круговерть «цивилизации».

«Это адреналин!» — воскликнет альпинист, покоряя очередную вершину, «на которой еще не бывал». Тысячи смельчаков, рискуя жизнями, берут свои вершины в спорте, труде, борьбе. Всем им, как воздух, нужен момент истины. Сначала страх, а за ним… блаженство встречи с Божественным, с Высшим Сознанием, с самим собой — истинным.

Очевидно, Высшее Сознание, управляя действиями человека в экстремальных ситуациях, опасных для его жизни, открывает доступ к недосягаемым в обычной жизни сегментам мозга и ресурсам организма. Это косвенно, но довольно ясно указывает на то, что такие ресурсы действительно существуют и в принципе могут быть задействованы. Сколько их и какова их мощь, остается только догадываться, памятуя о двух процентах используемого мозгом потенциала. Но доступ к этим кладовым нам пока закрыт. Для нашего же блага. Причина в несовершенстве нашего индивидуального и кол­лективного сознания, отсутствии в нем в должной мере внутренней чистоты и гармонии и, напротив, преобладании агрессивно-насильственного начала с явным тяготением к саморазрушению. В таком состоянии сознания человек, получи он доступ к новым феноменальным возможностям, вряд ли употребил бы их на пользу себе и природе. Это все равно, что снабдить несмышленого ребенка спичками и оставить «поиграть» на складе горючих материалов.

Упражнение 8. Между рассудком и не-рассудком

На первых порах это упражнение лучше делать дома, в спокойной обстановке. Допустим, вам надо решить некую проблему. Всесторонне обдумайте ее, учтите все «за» и «против», восстановите в активной памяти все детали. Не принимайте пока решения. Очистите внутреннее пространство, войдите в настоящее. Расслабьтесь и просто ждите, наблюдая за тем, какие мысли вас посетят. Или эмоции (о них чуть позже). Постарайтесь фиксировать и те и другие. Это будут уже не продукты рассудка. Это подсказки, послания Высшего Сознания, которому не безразличны ни удаленные бесконечные миры, ни малейшее движение зарождающейся в вас творческой мысли..

* * *

В данном случае рассудок действительно почти не задействован. Конечно, совсем без его участия не обойтись. Он нужен хотя бы для того, чтобы понять послание Высшего Сознания. Рассудок играет роль переводчика, придает энергетическому импульсу, посланному свыше, доступную нашему пониманию форму слов или эмоций. Очень часто откровения приходят как бы с некоторым запозданием. Скажем, вас терзает проблема, а ответ приходит утром, когда и ум-то еще спит. Просто является озарение и… ах, вот оно! Как просто!

Подведем краткие итоги нашего разговора об особенностях мыслительного процесса в контексте Высшего Сознания.

n Мы условились, что все слова суть символы — не более, чем указатели на некие явления, некую реальность, данную нам в ощущениях. Сама реальность всегда чуть иная. Рассудок — всего лишь ничтожная, бесконечно малая часть человеческого разума, сотворенная Высшим Сознанием. Следовательно, и не-рассудок — не что-то отличное, отдельное от рассудка, а некое его безгранично расширенное состояние, определить которое в рациональных терминах невозможно. Как невозможно выделить растворенную в океане каплю. Это состояние можно только ощутить душой.

n Быть в поле не-рассудка не значит быть слабоумным, а тем более безумным. Не ведет это и к потере вкуса к жизни. Напротив, со временем вы на собственном опыте убедитесь, что нет более ясного сознания, ярких красок и острого ощущения жизни, чем в этом состоянии. Все, что нас окружает, — жизнь. Мы, люди, тоже ее неотъемлемая часть, и единственное, что мешает нам полноценно воспринимать жизнь, слиться с ней, радоваться ей, ежесекундно участвовать в ее празднике, — это суетное устройство нашего разума. Освобождаясь от засилья рассудка, наращивая свое присутствие в настоящем моменте, мы не только не рискуем впасть в безумие, но и спасаем себя от нарастающего исступления и умственного нездоровья, в котором почти все мы и почти непрерывно пребываем.

n Не бойтесь практиковать осознанное присутствие в настоящем, особенно открытое сознание (о нем мы еще будем говорить). Духовная открытость — не слабость, а великая сила, хотя ваше «эго» будет отчаянно протестовать и внушать обратное. Необходима воля и ответственность. Настоящее всегда с нами, мы же слишком редко, преступно редко находимся в нем. Другой же двери, ведущей в Высшее Сознание, кроме настоящего мгновения, нет.

Знакомьтесь: неделание

Боже, какой пустяк,
Сделать хоть раз что-нибудь не так,
Выбросить хлам из дома
И старых позвать друзей…

 

Однажды по пути в весьма уважаемое учреждение я решил попробовать неделание. Об этой технике я накануне вычитал в одной эзотерической книге. Жизнь моя шла непросто, и, выкарабкиваясь из депрессии, я глотал подобные книги десятками, без разбора. Истина, как мне казалось, была где-то близко — я чувствовал ее.

На самом деле путь только начинался. Из разных источников складывалась все более сложная, мозаичная картина сведений и техник по трансформации сознания. Я пробовал одну за другой, замечая время от времени лишь отблески света в конце тоннеля. Детали этих техник были по-своему интересны, практики завораживали и манили, но истина ускользала. Она была действительно рядом, но как она отличалась от всех моих тогдашних представлений!

Итак, проходя по небольшому скверу, я заметил на нижней ветке дерева двух ворон. Мимо них тек людской поток, все было как обычно. Но неделание как раз и предполагает выпадение из потока или делание не-обычного. Подходящий случай. Я остановился и начал разглядывать птиц. Они не улетели и тоже через некоторое время начали разглядывать меня. Мне кажется, они обсуждали мое поведение примерно так:

— Слушай, подруга, ты не поверишь, но этот парень, похоже, видит нас.

— Не выдумывай. Они почти никогда нас не видят, они друг друга-то не видят. Они вообще ничего не видят, особенно по утрам, когда спешат в эти свои ужасные каменные клетки…

А я просто наблюдал за ними. Ниточка незримого общения не прерывалась. Город куда-то исчез, затих, внимание свелось в точку. Мучавшие меня проблемы и страхи рассеялись, как дым. Сколько продолжалось это наваждение — две, пять минут, не помню. Помню только, что шагалось и думалось мне в этот день легко, словно я сбросил с плеч тяжкий груз.

Теперь-то мы с вами лучше понимаем, что это было. Я соприкоснулся, сам того не ведая, с Высшим Сознанием.

Неделание бывает разным. Можно ходить задом наперед, лучше всего с небольшими зеркалами заднего вида, прикрепленными к обручу на голове. Попробуйте, не пожалеете!

Можно, разбившись на пары, с повязками на глазах, ночью блуждать по лесу, пытаясь по звукам птиц и животных (каждая пара выбирает себе что-то одно) найти партнера. Первые минуты страшно, даже жутко. Ноги как ватные, цепляются ветки... Потом непостижимым образом осваиваешься, начинаешь «видеть». Ни с чем не сравнимое ощущение!

Последователи мексиканских индейцев — тольтеков (в России есть и такие) закапываются в сырую землю и проводят в искусственной могиле по несколько часов, кто сколько выдержит. Но это крайности. Должно быть чувство меры и элементарного здравого смысла.

А можно «не делать» что-нибудь совсем простенькое. Скажем, ходить на пятках, сколько хватит сил. Или выйти в парк, лечь на живот и разглядывать кусочек матушки-земли размером с носовой платок — травинки, букашек, вообще все, что там есть. Узреть микрокосм у себя под ногами. Когда-то в детстве это было так увлекательно! А этот непередаваемый запах сырой земли, прелой листвы, травы! Запах родной Планеты.

Нестандартностью действий неделание «выбивает» нас из колеи будничности, машинальности, предвзятости, присущей нашему рациональному мышлению. Цепляясь за настоящее мгновение, мы переносимся в другой, почти утерянный мир, где нет суеты и разочарований.

Помню, в повести одного из западных фантастов мальчик раскручивал волчок, чтобы переместиться в другое измерение. Волчок играл роль камертона, настраивавшего сознание на нужную волну. Когда мы в настоящем, происходит примерно то же самое. Только мы не перемещаемся в иное измерение, а наоборот, из иллюзий, созданных рассудком, возвращаемся в свой настоящий мир, на Землю.

Есть еще один скрытый смысл практик неделания или созерцания — сбить с нас, «городских умников», накипь высокомерия и самонадеянности. Ослабить, хотя бы частично, хотя бы на некоторое время путы «суперэго».

В моей жизни был и такой случай. Нас направили на картошку. Каждую субботу, как водится, в местном клубе устраивались танцы. На одной из таких «дискотек» кто-то из наших, будучи в подпитии, обидел мест­ную девушку. Назревала драка. Народу с той и другой стороны было немало. Тогда командир нашего отряда, человек, как я теперь понимаю, опытный и неординарный, вышел вперед. Разобравшись в ситуации, он со всего маха врезал… нашему же товарищу. Напряжение как рукой сняло. С местными конфликтов больше не было.

Это пример практического неделания — выхода за рамки обыденного, инерционного мышления, стереотипных и обусловленных реакций. Неделание в исполнении нашего командира сбило агрессивный настрой всех присутствующих, вернуло возбужденные умы в состояние равновесия.

Упражнение 9. Конкурс на лучшее неделание

Попробуйте придумать собственные техники неделания. Желательно, конечно, чтобы они не создавали риска для жизни. Выпишите их на отдельный листок бумаги. Самостоятельно или в компании с друзьями испытайте на практике.

* * *

Обратите внимание: даже само по себе придумывание техник неделания является классическим неделанием, так что затраченное на это время вы в любом случае зря не потеряете. Ведь подобного опыта у вас еще не было, не так ли?

Возможно, вы заметите, что размышления на тему неделания благотворно повлияют на ваше настроение и состояние. Ничего удивительного! Все это время ваш рассудок был нем, как рыба. Почему бы не считать уже это неплохим результатом?

Знакомьтесь — эмоция

Эмоция — ключевой элемент сознания, а значит, и самопознания. Это слово буквально означает «волнение» и происходит от латинского глагола emovere — волновать, тревожить. Самое простое определение эмоции — реакция тела на мысли. По-другому — отражение рассудка в теле. Связь умственного и физического, мысли и тела вполне очевидна и не нуждается в доказательствах. Испуг, даже от одной мысли, и у вас мурашки по коже, холодный пот. Гнев — и кровь приливает к вискам, дурнота, в глазах темно, не хватает воздуха. Стыд — вы зарделись... Исследования показывают, что сильные эмоции вызывают заметные изменения в биохимическом составе организма.

Мысли и их комбинации состоят обычно из воспоминаний о прошлом опыте и предвосхищения будущих событий. В основном — в негативном ключе, это мы уже знаем. Однако, «растворившись» в теле, мысли утрачивают свою первоначальную форму, становятся эмоциями. Сливаясь с другими эмоциями, ранее накопленными, а иногда и генетически наследуемыми человеком, «на выходе» они выдают такой «коктейль», что разобраться в его составе порой совершенно невозможно.

Если негативную мысль как первичное сырье не-осознанности еще можно выделить и блокировать наблюдением, то эмоцию как полуфабрикат той же не-осознанности — как правило, нет.

Эмоциональный заряд материален. Например, вы входите в комнату, где только что произошла ссора, и физически ощущаете остаточное напряжение, гнетущую тяжесть. Одночастотные эмоции буквально притягиваются друг к другу. Человек, даже тщательно скрывающий свой гнев и раздражение, с очень высокой долей вероятности может «нарваться» на неприятности с носителем таких же эмоций.

Где-то я прочитал, что во время войны фашисты, угонявшие жителей одной из белорусских деревень на работу в Германию, не заметили мальчика, открыто стоявшего у стены дома. От страха он вошел в состояние транса и стал «невидим».

Эмоции по своей первичной природе суть мысли, только многократно усиленные и заряженные энергией тела. Как и мысли, они стремятся овладеть вашим сознанием, заполнить все его уголки, подчинить, растворить в себе. Как правило, это им удается. Помните:
«я — это мои мысли, мои эмоции»? В состоянии не-осознанности, которое большинству из нас столь знакомо, генерируемые рассудком негативные мысли и эмоции нередко образуют порочный круг. Тот самый хоровод, лишающий сна и покоя. Кому не знакомы эти мучительные ночные бдения? Мысли, сплетаясь, порождают сильные эмоции, те в свою очередь провоцируют новые, более жесткие и агрессивные мысли. Что-то вроде налога на слезы в «овощной стране» в сказке «Приключения Чипполино» Дж. Радари. Новый налог, естественно, вызвал у населения новые слезы и соответственно — рост налогов и так до бесконечности.

Рассмотрим пример. В пять утра вас поднимает с постели вой сигнализации во дворе. Чертыхаясь и награждая нелестными эпитетами автомобилистов и весь белый свет, вы пытаетесь уснуть. Даже если это вам и удается, непроизвольно возникшие утром негативные мысли в виде тяжелого эмоционального осадка пополнят ваше болевое поле. Потом на работе вы ни с того, ни с сего обязательно на ком-нибудь сорветесь и не сможете найти этой вспышке разумного объяснения. Знайте: это отголосок вашего утреннего стресса.

Как одолеть стихийный прилив негативных эмоций? Техника та же, что и с мыслями-активаторами. Никакой борьбы, никаких «спецусилий»: конфликт только снабдит эмоции дополнительным «топливом». Бесконтактное, отстраненное наблюдение. И все. Вы создаете и удерживаете дистанцию между вами и отрицательными эмоциями, между вашим истинным «я» и машинальной рассудочной деятельностью, продуктами которой в сущности и являются эмоции. Наблюдая, вы даже при желании не сможете отождествить себя с негативными эмоциями, стать ими. Вы присутствуете. Вы — в настоящем мгновении.

Эффект присутствия чрезвычайно важен. Он означает, что вы осознанно цепляетесь за настоящее, а не блуждаете в одной из воображаемых реальностей, созданных рассудком. В дальнейшем мы еще не раз прибегнем к ключевому термину присутствие.

Отрабатывая технику защиты от эмоциональных вспышек (а это даже сложнее, чем «вылавливать» мысли-активаторы), я применял, в частности, прием под условным названием развешивание мешочков.

Предположим, вы чувствуете приближение эмоционального стресса. Он может быть связан с какой-то конкретной причиной или явиться «ниоткуда». Косой взгляд, случайно оброненное слово, новости по радио, беспардонное поведение настырной «семерки» в дорожной пробке — все, что угодно! Вы раздражены. Темная волна поднимается откуда-то снизу, угрожая завладеть вами, захлестнуть ваше внутреннее пространство. Осознайте ее приближение. Попробуйте понаблюдать за ней, а затем мысленно, очень аккуратно (чтобы лишний раз не прикасаться!) уложите ее в мешочек, сотворенный вашим воображением. Повесьте мешочек на виртуальный крючок. И пусть он себе там висит. Если вы бдительны и последовательны, негативная эмоция разрядится и исчезнет: она не сможет вас «достать» и отождествить с собой. Ждать этого результата скорее всего придется недолго — те же три-пять минут.

Довольно успешно я использовал этот прием, пока ранее установленные мной «фильтры на мысли» не приноровились справляться заодно и с эмоциями (благо, природа у них одна и та же). С тех пор отражение рядовых эмоциональных атак в основном происходит само собой, без моего непосредственного контроля и участия. Лишь в особо сложных случаях приходится брать управление на себя и либо «развешивать мешочки», либо применять комбинацию методов: остановку рассудка, неделание, погружение в настоящее и т. д.

Постепенно все это становится чем-то совершенно естественным — как дыхание. Накапливается опыт, болевое поле слабеет, внутреннее пространство поне-многу становится чище, и, очевидно, возрастает иммунитет к стрессам. Со временем эмоциональные атаки, как правило, будут разбиваться уже на дальних подступах к внутреннему пространству — вы же просто будете наблюдать за ними, как тренер с трибуны. Даже сильные стрессы, пробивая время от времени защитные экраны, поднимают лишь легкую рябь и не нарушают общего спокойствия и равновесия вашего сознания. Вы можете раздражаться, иногда «по привычке» даже давать выход своим негативным эмоциям. В конце концов вы живой человек, которого может иногда и «пробивать». Но даже тогда внутри себя вы не перестаете ощущать некую тишину. Понимая, что сорвались, вышли из себя, укоряя себя за минутную слабость, вы все же остаетесь наблюдателем. Это означает, что досадные оплошности уже не в состоянии одолеть вашу крепнущую осознанность.

Наблюдать за этими метаморфозами невероятно увлекательно: ведь это ваш и только ваш мир — бесконечный, неповторимый и непредсказуемый. Начиная его осваивать, углубляясь в его просторы, вы будете каждый раз находить что-то новое и загадочное. Иногда сдвиги происходят как бы сами собой, но уже понятно, что это цепь взаимосвязанных событий и результат неких предыдущих усилий, своего рода «призы за старание». В этом смысле путешествие в осознанность имеет начало, но не имеет конца.

Ржавый гвоздь

Анализируя природу эмоционального стресса, мы должны помнить еще одно обстоятельство. В основе любой негативной эмоции лежит неприятие, отторжение того, что есть. Переберите в памяти все ваши переживания такого рода — в любом из них вы найдете этот «ржавый гвоздь».

Обратимся еще раз к примеру утренней «побудки»: вой сирены во дворе и т. д. Почему возникшее в вас раздражение (кстати, вполне вроде бы мотивированное) в форме отрицательной эмоции пополнило ваше болевое поле? Ответ прост: вы действовали, как действуете всегда в подобных случаях, — по инерции и совершенно неосознанно.

Возник внешний раздражитель. Вы сразу и непроизвольно среагировали, отразили его, вступили с ним в контакт. На деле же вы воспротивились тому, что есть. То есть неосознанно отвергли настоящее мгновение. Ваш коварный рассудок только этого и ждал. Дальше — все тот же сценарий: ворох беспорядочных злых мыслей, глухое раздражение, неприятный осадок в душе. Кстати, обратите внимание на эти слова: «осадок в душе», «осадок на сердце». В этих выражениях прямое указание на механизм действия болевого поля.

Что же произошло в действительности, если воспроизвести «запись» этого утреннего события еще раз с самого начала? Неприятный, пронзительный звук сирены. И все, ничего больше! Все остальные детали данной ситуации — эпитеты автомобилистам и размышления на тему «пропала собака…» — «дорисовал» ваш рассудок. Разве не так?

А теперь представьте себе, что вы вопреки обыкновению не «поработали стеной», отразив вой сирены, а пропустили этот звук через сознание, как сквозь эфир. Если бы это произошло именно так, то, лежа в постели, вы бы просто наблюдали за этим событием, звуком, новой формой, возникшей в вашей жизни.

t Вы приняли бы настоящее таким, каково оно есть, заняли бы выигрышную позицию наблюдателя — раз.

t Вы смирились бы со звуком сирены, поместили свое сознание на кончик иглы настоящего, тем самым лишая рассудок пространства для маневра и возможности беспрепятственно вас истязать, — два.

t Созерцая реальность, вы оставались бы под защитой Высшего Сознания, готового прийти к вам на помощь, не только когда вашей жизни что-то реально угрожает, но и при тривиальном вое сирены, — три.

t И, наконец, четыре: вы не дали бы ни малейшего шанса рассудку наплодить партию очередных химер и укрепить ими своего союзника — болевое поле.

Если кратко — вы бы присутствовали.

Из любойжизненной ситуации существует всего три реальных выхода. Вы можете:

t выйти из нее;

t изменить ее;

t смириться с ней.

Могли ли вы выйти из ситуации с «побудкой»? Вполне возможно: перейти в другую комнату и продолжать спать. Могли ли изменить ее? Теоретически — да (скажем, спуститься во двор и как-то отключить сигнализацию), практически же — маловероятно. Могли ли смириться? Разумеется. Этот вариант открыт всегда.

Все остальные подходы к решению этой и подобных ситуаций есть не что иное, как безумие. И не иначе! Говоря «новодельным» языком наших детей, мы «паримся», то есть сначала доводим себя до исступления бесплодными терзаниями, а потом еще и непременно «поделимся» с кем-нибудь избыточным «эмоциональным парком».

Нам кажется — и это еще одна из тысяч иллюзий неосознанности, — что так мы избавляемся от негативных эмоций. Фактически же происходит обратное. Отрицательная энергия, даже оторвавшись от вашего уже переполненного болевого поля, никуда не исчезает (закон сохранения энергии). Войдя в чужое болевое поле и перелившись через его край, она пополнит запасы боли и скорби нашего измученного мира. Не исключено, что она тут же вернется к вам, особенно если вы позволяете себе роскошь конфликтовать с близкими вам людьми.

Единственная действительно разумная альтернатива этому безумию — смирение, то есть принятие того, что есть. Можешь действовать — действуй, лучше уйти — уйди. Если же ни то ни другое невозможно, смирись. Смирение надо понимать не как жалкую и трусливо-заискивающую покорность слабого перед сильным, но как открытое и ответственное признание реальности, какой бы страшной, неприемлемой и болезненной она ни казалась. Но смирение не предполагает бездействия. Его задача — успокоить, разрядить ситуацию, найти правильный выход и подготовить себя к действию. Пассивное неприятие того, что есть, ведет лишь к разрыву с настоящим, погружению в нескончаемое уныние и страдание. В Православии, между прочим, уныние — один из смертных грехов. «Научитесь от Меня, — сказал Христос, — ибо Я кроток и смирен сердцем. И найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Упражнение 10. Выбор варианта поведения

Выбрав одну из известных вам конфликтных ситуаций, лучше недавних, проанализируйте ее с точки зрения осознанности поведения участников. Какие варианты решения конфликта существовали и какой из них был избран на деле? Насколько, на ваш взгляд, этот выбор был осознан? Существовал ли осознанный выбор и какой именно?







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 344. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия