Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАКОН ЗАКОНОВ, ИЛИ КЛЮЧ КЛЮЧЕЙ





Любая жизнь может стать радостной и творческой, если человек решит иесли у него достанет силы воли сотворить прежде всего собственную жизнь. Кчему я тебя призываю? А вот к чему: по принципам творческой работы создаватьсобственную жизнь, а лучшие принципы жизни превращать в метод своей работы. Подумай, это вполне логично, ведь работа - часть жизни, причем одна изсамых важных ее частей, а целое и его часть не должны развиваться по разнымзаконам. Что касается выбора работы сейчас, пока недостаточно широкодействуют поставленные на современный уровень НТР лабораториипсихологов-специалистов по профессиональной ориентации с их приборами итестами, я думаю, самый верный путь идти методом исключения: отбрасывая изобщего круга профессий последовательно сектор за сектором, исходя избеспощадно взвешиваемых своих способностей. Но вот, так или иначе, профессиональное русло определено. Не будем покагадать, какое именно. Подумаем об общей соотнесенности законов твоегопрофессионального развития с законами развития твоей жизни. Будем исходитьиз стремления выявить, реализовать, раскрыть себя как человека. Начинатьосуществление своей программы надо немедленно, чем раньше, тем лучше. Ничегонет смешнее иллюзии, что перед тобою еще бесконечные просторы времени. Времяочень быстротечно, сынок, и главное - необратимо. Герцен говорил, что немалолюдей собиралось начать жизнь по-новому, по-настоящему тогда, когдасравняются вон с теми воротами, что виднеются впереди. Но когда эти воротаприближались вплотную, то оказывалось, что это ворота - на кладбище...Начнем тотчас. Что для этого необходимо? Во-первых, материальные средства -для приобретения книг, деталей, материалов, спортивного оборудования. Пожалуйста, я помогу, но будет очень хорошо, если ты подзаработаешьденьги и сам. Возможностей для этого более чем достаточно: можешь устроитьсясо студентами в летний студенческий отряд, можешь подрабатывать на почте, судовольствием воспользуются твоими услугами работники фирмы "Невские зори",ничего не случится, если летом наймешься куда-либо на поденные работы илииспользуешь свою силу и ловкость на пилке и колке дров. Почему это хорошо? Потому что ты конкретно и воочию поймешь истинное назначение денег ивещей: они нужны нам, чтобы создавать нам удобства, чтобы помогать нам вдостижении наших целей, чтобы быть нашими слугами, а не нашими хозяевами. Вот почему я и хочу, чтобы свои первые и последующие самостоятельнозаработанные трудовые деньги ты обратил прежде всего на целевые расходы: этосоздаст устойчивый рефлекс на всю последующую жизнь. Глупо вообще ругатьденьги или вещи, ведь все дело в том, служат ли они нам или служим мы им. В той сложнейшей сфере нашей жизни, где двойным узлом тесно переплелисьматериальные и духовные, низкие и высокие, корыстные и святые побуждения, всложнейшей сфере наших интересов существует некое очень большое "но", окотором сейчас самое время сказать. Парадокс заключается в том, что появилсяи активно стал произрастать неутомимый и изменчивый, как вирус гриппа,принципиально новый тип мещанина, мещанина-потребителя, потребляющегопреимущественно духовные ценности. Если мещанин-вульгарис потребляет главным образом вещи, разного родабарахло и комфорт сверх всякой разумной нормы, то мещанин-модернизмуспотребляет преимущественно книги, произведения искусства, литературы, науки,утонченные духовные блюда. Его отличие от традиционного потребителя (символвожделения которого является полированная мебель, дача и автомобиль)очевидно. Но не менее очевидным является и их сходство: и тот и другой видитсмысл своей жизни в потреблении, лишь в приятных ощущениях, получаемыхизвне. Но подобная позиция прямо противоположна той, которая позволяетчеловеку осуществить себя, раскрыть свои потенции. Снова хочу обратиться к прекрасной книге - к "Территории" ОлегаКунаева. Выведен в ней среди прочих персонажей и геолог Гурин, знатокиностранных языков, мотогонщик, слаломист, человек, исповедывающий своюединичность. Всем своим поведением он подчеркивает свой отдельность иотсутствие предрассудков, "именуемых этикой". Он пренебрежительно говорит:"Стадный инстинкт у меня ослаблен". И вот этот Гурин - принципиальныйантивещист, если можно так выразиться, способный ядовито высмеятьпотребителя, озабоченного лишь приобретательством, гурмански отстраняясь отболей и забот мира, имеет в виду лишь одно - брать и брать для себя все, чтов мире истинно прекрасно, ничем не жертвуя, ничем не поступаясь, имеет ввиду лишь свое "я", перед которым меркнет, уничтожается все остальное. Ему,как ты помнишь, не важны обстоятельства гибели своего же собрата-геолога, неважна честь девушки, о репутации которой он позволяет себе не заботиться.Ему не важна и цель экспедиции, поэтому он позволяет себе рисковать, катаясьна слаломных лыжах в таких условиях, когда от судьбы каждого зависитвыполнение общего, чрезвычайно трудного и ответственного плана. Всеостальное уходит далеко на задний план из-за его собственных желаний, еголичных потребностей. Олег Куваев, прекрасный писатель, как бы завещал, сказав перед своейбезвременной смертью: да, человек должен максимально реализовать себя,раскрыть свои личные возможности, вырасти. Но сделать может он это лишь втом случае, если под ногами у него будет почва: чувство общности с людьми, снародом, а над головой будет светить солнце - человеческая совесть. Вне этихопределяющих ориентиров, с потерей хотя бы одного из них, направление ростачеловеческой личности может уродливо изогнуться. В жизни мне приходилосьзнавать таких гуриных. Один из них, в прошлом филолог, стал королем черногокнижного рынка - более начитанного спекулянта невозможно себе представить.Другой - действительно своеобразный эрудит, но он не создал ничего, ибо сголовой и ногами ушел прямо-таки в сладострастную критику того, что делаютдругие. А создавать свое - на это ни воли, ни характера у него невыработалось. Да и зачем, изнуряя себя, создавать что-то новое, трудиться,если можно годами и десятилетиями жить одним лишь квалифицированнымсмакованием чужих недостатков?.. Как это похоже на тех "любителей" спорта,вся спортивная карьера которых протекает в созерцании соревнований,передаваемых по телевидению... И значит, для достижения своей высокой целинадо тратить время на такое развитие способностей, которое опережало быразвитие потребностей. Я сказал бы даже так: духовность, направленная лишьна потребление, - это духовность отрицательная; духовность, направленная наактивное развитие и претворение своих способностей, - это духовность,безусловно, положительная. Что же требуется для опережающего развитияспособностей? Конечно, прежде всего требуется начать действовать: не войдя в воду, ненаучишься плавать. Сначала, следовательно, надо приступить к освоениюизбранной тобой области деятельности. Конечно, требуется с молодых лет приучать себя к организованной,постоянной работе: и в смысле обеспечения фронта подсобных, подготовительныхработ, и в смысле выработки системного графика последовательности своихдействий. Впрочем, опыт тренировок говорит тебе об этом лучше любыхназиданий и наставлений. На таланте, на порыве, на хороших данных, можетбыть, и удастся с разгону добраться до второго разряда, но дальше - шалишь:дальше нужна "пилежка", нужна ежедневная, почти что каторжная работа, иначе- иначе со всеми своими блистательными данными ты только и будешьпоглядывать со стороны, щелкая зубами, как поднимаются все выше и выше кмировым и олимпийским вершинам те, кого ты когда-то без труда трепал втренировочных схватках... Что еще требуется? Требуется развивать гибкость, нешаблонность мысли, ставя перед собойвсе более сложные задачи; требуется развивать в себе общую культуру, ибо,активно совершенствуя свое мышление в целом, мы совершенствуем и своепрофессиональное мышление; требуется уметь разумно, по-мужски относиться кнеудачам, не впадая в панику при поражениях, но извлекая из них надлежащиеуроки. Одним словом, многое требуется. И вот мы подходим к самому главному требованию, без выполнения котороговряд ли можно говорить о сколько-нибудь глубоком и серьезном развитииспособностей. Это требование не отрицает все предыдущие, но объединяет их ведином новом качестве. Слушай внимательно: в мире совершается сейчасинформационный взрыв. В различных областях производства и науки знанияобновляются: многое устаревает, во многом появляются лакуны не объясненныхпока явлений. Что же необходимо в этих условиях, чтобы не только не отстатьот быстро удаляющегося гребня передовых знаний, но, напротив, чтобыдвигаться вровень с ним и даже опережая его? Требуется постоянно развивать в себе стремление схватить самую сутьтого дела, явления, процесса, к которому ты обращаешься. Во всяком деле ищи ключ! Ищи то, на чем зиждется все остальное. Ищи главную причину, основной движитель, ведущий конфликт, опорноеположение, ключ ключей. Не жалей усилий для того, чтобы проникать в суть все более высокогопорядка. И вот тогда ты увидишь, и в этом же убедятся окружающие, какдействительно, будто на дрожжах, растут твои профессиональные способности.Пойми меня правильно: я не имею в виду путь ученого-теоретика. Речь идетсовсем о другом. Речь идет о том, чтобы в любом деле, в любом занятии, влюбом ремесле, в любой ситуации, зная все конкретно и профессионально,стремиться постоянно к познанию самой сердцевины: сумеешь этого достичь -тебе как работнику цены не будет! На этом пути ставь себе вехи: внутренне ориентируйся на мастероввысокой профессиональной выучки, затем - самой высокой, затем - высочайшей -догоняй их и обгоняй своим умением! Я знаю высказывание: плох тот солдат, который не хочет быть генералом.Слышал и другое: стать равным среди первых, стать первым среди равных. В этих словах честолюбие направлено не на то, чтобы урвать нечто, тебепо праву не принадлежащее, но на то, чтобы максимально раскрыть все тоценное, что заложено в тебе природой и развито твоими усилиями. На то, чтобыбыла удачной работа, была, следовательно, счастливой жизнь. Глава VI. ТЫ И ОНА О ГРЯДУЩИХ ВЕЛИКИХ ПЕРЕМЕНАХ И лишь сейчас, в самом конце наших откровенных с тобою разговоров, чтоназывается, под самый занавес, мы подошли к вопросу, может быть самомусложному из всех: вопросу отношений мужчины и женщины. Почему я решил об этом заговорить лишь напоследок? А потому, что длярешения этого вопроса надо будет знать и уметь использовать все то, о чем мытолковали раньше. Потому что мозг твой в данном случае должен быть готов ктому, чтобы за бесконечно пестрой сумятицей противоречивых фактов (ведьсколько людей, столько судеб) не просто стремиться найти суть явления, но ипонять существо и направление изменений, совершающихся в этой сути. Потому что все твое сознание, вся воля, весь характер должнынастроиться на поразительную по творческой сложности и продолжительностьюдлиною в целую жизнь работу, и похожую и не похожую ни на что другое,способную принести тебе в ответ чувство состоявшегося, полнокровного,радостного человеческого бытия. Помнишь, где-то в начале наших бесед я говорил о стремительныхизменениях в жизни человеческого общества, о бегуне на шестьдесяткилометров, перед которым в истории цивилизации лишь за несколько метров дофиниша засветились электрические лампочки, и т.д.? Так вот: лишь неразвитоесознание, не поднимающееся выше обыденных наблюдений, может полагать, будтопри таком-то ускорении неизменными от века навсегда останутся отношениямежду мужчиной и женщиной. Нет, сынок, нет и нет! Тот, кто полагает так, рискует опоздать к отправлению своего поезда. Онвообще рискует сесть в сторону, противоположную своему счастью. Почему? Апотому, что за умными или пустыми спорами, за множеством дел, за всяческойсуетней он может не заметить грандиозной революции, по своим масштабамсопоставимой с самыми крупными изменениями, которые когда-либо случались вчеловеческом обществе. Этот переворот сопоставим с теми изменениями, которыепроизошли в укладе человеческой жизни, во всей человеческой морали в связи спереходом от полигамного брака к моногамному. Что я имею в виду? А вот что. На протяжении сотен и десятковтысячелетий женщина целиком зависела от своего мужа, кормильца, поильца,защитника, хозяина, благодетеля. Но вот на протяжении каких-то считанныхдесятилетий, времени для истории ничтожного, на спектрограмме веков - едвазаметной черточки, женщина обрела не только юридическое, но и экономическоеравноправие с мужчиной. Создалось положение, когда она уже экономически нетолько не зависит от своего кормильца, поильца, защитника, хозяина иблагодетеля, но и зарабатывает подчас уже больше, чем ее покровитель. Онастала экономически независимой и может уже в случае необходимости сказать:"Вот тебе, мой дорогой, - бог, а вот тебе и порог!.." Изменение экономического положения, безусловно, повлекло за собою иогромные изменения в сфере нравственной. Здесь возникло множество коллизий,небывалых и неизвестных прежде. У меня нет и тени сомнения в том, что висторически обозримом времени будут происходить новые изменения в структуресемейных отношений. Что получается? Получается, что, будучи независимой всфере труда и в сфере общественной деятельности, женщина, естественно,стремится к точно такому же положению и в сфере личной жизни. И мужчины,которые этого не понимают, рискуют оказаться в крайне незавидном положении. Нельзя не считаться с тем, что уже явственно вышло на поверхностьжизни. Глупо не видеть того, что черты, которые накапливались в женскомхарактере на протяжении многих тысячелетий ее угнетения, такие, какстойкость характера, выносливость, долготерпение, умение преодолеватьтрудности, сплошь да рядом приводят к тому, что женский труд начинает ужеотчетливо преобладать там, где искони господствовали мужчины. В самом деле,оглянись, посмотри, кто у нас сейчас учителя? Женщины. Кто медицинскиеработники? Женщины. Зайди в любой научно-исследовательский институт ипосмотри, кого ты чаще всего там встретишь? Женщин. Я не хотел бы, сынок, чтобы ты оказался в положении того петроградскогообывателя, который в ночь с 24 на 25 октября 1917 г. отправился наПетроградскую сторону в Народный дом на концерт Шаляпина, с удовольствиемпрослушал пение великого артиста, а затем ночью, когда вышел из Народногодома, услыхал выстрелы. Придя домой, он рассказал теще, что от Николаевскогомоста сильно бабахнуло какое-то орудие, что Дворцовый мост был блокирован,пришлось идти домой через Троицкий. Он поделился впечатлениями о концерте илег спать. А утром оказалось, что он проспал Великую Октябрьскуюреволюцию... Так вот, для того чтобы не проспать огромного, необратимогопереворота в жизни общества, мы должны представлять себе его смысл,характер, тенденцию, иными словами, мы должны определить его направление. В 1884 г. Фридрих Энгельс писал: "То, что мы можем теперь предположитьо формах отношений между полами, после предстоящего уничтожениякапиталистического производства, носит по преимуществу негативный характер,ограничивается в большинстве случаев тем, что будет устранено. Но что придетна смену? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин,которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги и за другиесоциальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придетсяотдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, иотказываться от близости с любимым мужчиной из-за боязни экономическихпоследствий". Ф. Энгельс предвидел, что, когда появится поколение молодыхмужчин и женщин, выросших в подобных условиях, они сумеют определить, чтоименно является главенствующим в их морали. Социологи уже сумели установить,какие жизненные ценности выходят на первый план у современного поколенияженщин! Если перевести вопрос в практическую плоскость, то его можнопоставить иначе: за что сейчас женщины прежде всего любят мужчин? Исторически сложилось так, что мужчина привык считать первейшей своейособенностью силу, потому что именно она помогала ему выполнять функциивоина-защитника, добытчика, кормильца-поильца. Сила же утверждала егопревосходство над женщиной. Но вот что любопытно: по данным опросов, девушкина первое место среди качеств своих желательных спутников жизни ставяттакое, как интеллигентность. Под этим качеством понимается нравственнаяразвитость мужчины, его воспитанность, наличие вкуса, умение сопереживать,короче говоря, подразумевается развитый духовный мир. На первые меставыходят в разных опросах также такие качества, как чуткость, трудолюбие,чувство юмора, искренность, наличие хорошей специальности, чувстворавноправия, заботливое отношение к семье и детям, стремление квсестороннему совершенствованию, разумная воля, вера в себя. Иначе говоря,физическая мощь мужчины вольно или невольно отодвигается на более отдаленныйплан, происходит замещение понятий. Представление о мужских достоинствахпреобразуется, получает иное наполнение: на место силы кулака приходит силаинтеллекта. И когда социологи интегрируют, обобщают, сводят воединомногообразные представления нынешних женщин о том, каким видится им в идеаленынешний мужчина, они сходятся на том, что женщина по-прежнему стремитсявидеть в мужчине силу, но теперь уже прежде всего духовную, нравственную,интеллектуальную, без которой он не может быть опорой в многосложнойсовременной действительности и не может быть для женщины образцом человека,идеалом. Я хочу, я очень хочу, чтобы ты был счастлив - и в работе, и в семейнойжизни. А для этого главенствующие тенденции развития твоей личности должнысовпасть с вектором исторического развития человечества в целом.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия