Студопедия — ДО СВИДАНИЯ, НО НЕ ПРОЩАЙ!
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДО СВИДАНИЯ, НО НЕ ПРОЩАЙ!






Однажды мальчики и девочки 9 "Б" класса, о которых поведалаленинградская газета "Смена", решили узнать о себе все до конца: кто онитакие, чего хотят от жизни, к чему готовятся, что любят и что ненавидят,кого считают своими друзьями? Сказано-сделано: двадцать пять человек спредельной честностью ответили на тридцать вопросов анкеты, анкетыаномимной, чтобы опасение огласки не подействовало на откровенностьвысказываний. Учительница прочитала эти двадцать пять исповедей и пришла в ужас.Почему? Ведь ничего особенного, из ряда вон выходящего в этих ответах небыло. Напротив, она увидела живых, достаточно образованных юношей и девушек,грамотных, эрудированных, интересующихся проблемами литературы и искусства,науки и техники... Что же взволновало и удручило учительницу? Дух безмятежного покоя, полное отсутствие стремления превратить своижелания в реальность, отсутствие доминирующего любимого дела, инфантильноебезволие... Лишь трое из всего класса знали, кем они хотят стать и к чемустремятся. Лишь двое из всего класса уже начали исподволь готовить себя кбудущей взрослой, нелегкой жизни. Каждый из подростков хотел бы попасть на престижный спектакльзнаменитого театра, но никто из них не был готов ради этого постоять вочереди: он мог бы пойти лишь по "готовому" билету. Каждый из них готов былбы принять участие в веселом "капустнике", но организовать и поднять на"мероприятие" должен учитель... И так во всем, в большом и малом: готовностьпотреблять, готовность двигаться за кем-то, но полная неготовность ксамостоятельным волевым действиям. Короче говоря, стремление жить на всемготовом. И речь-то ведь идет о шестнадцатилетних! Можно сказать, что девизих: "главное - спокойствие". Это очень сложный, многоаспектный вопрос, каким образом дошли они дожизни такой. Но девиз их - самоубийственен. Следование ему неизбежно,автоматически ведет к пассивности души и вялости тела. Когда замечательногохирурга, изобретателя качественно новых аппаратов для излечиваниятравматизма доктора Г.А. Илизарова, о котором я уже говорил, спросили: "Вытак много работаете для других, а когда же вы живете для себя?", - онстрашно удивился. "А что же человеку делать? Спать? Пить? Стать лабораториейпо перевариванию пищи? Смысл жизни в том и состоит, чтобы трудиться нарадость людям. Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, чтохочу!" Но вернемся к нашим инфантам. Во многих семьях сейчас ребенка ограждаютот любой трудности сонмы бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, дядей итетей, не говоря уже о родителях. Все они как будто бы пекутся О нем. А насамом деле? Размагничивают все его душевные устремления. И не придем ли мы к той уродливой и парадоксальной ситуации, когда -спустя не столь уж длительное время появятся у нас не только инфантильныемолодые супруги, но и лишенные внутренней самостоятельности, всецелополагающиеся на опеку других, инфантильные... бабушки и дедушки?!.. Разумеется, не будем снимать вину с тех любвеобильных опекунов, которыес детства, с молоду калечат юные души своих отпрысков, лишая их возможностипостоянной тренировки характера и воли. Но все же, оправдывает ли это доконца нарождающихся то тут, то там юных барчуков, явившихся в сей мир лишьдля того, чтобы потреблять в нем бесчисленные блага? Замечательный русскийобщественный деятель, философ, автор бессмертного "Что делать?" Н. Г.Чернышевский в свое время, анализируя тип подобного безвольного молодогочеловека, высказался определенно. Он не сваливал все на обстановку. Онговорил и о слабостях самого "нашего Ромео", в которых повинны "дваобстоятельства, из которых, впрочем, одно проистекает из другого, так чтовсе сводится к одному. Он не привык понимать ничего великого и живого,потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны быливсе его отношения и дела, к которым он привык. Это первое. Второе: онробеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость иблагородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледноймелочности во всем...". И в те же примерно годы великий русский драматург А.Н. Островскийудивительно точными словами Жадова, одного из своих лучших персонажей (пьеса"Доходное место"), в его разговоре с перепуганной юной женой, котораятребует, чтобы пошел он поклониться дядюшке, вору и взяточнику, чтобыиспросил он доходного места, так сформулировал принципы выбора человекомсвоих нравственных ориентиров: "Всегда, Полина, во все времена были люди,они и теперь есть, которые идут наперекор устаревшим общественным привычками условиям... Борьба трудна и часто пагубна, но тем больше славы дляизбранных: на них благословение потомства, без них ложь, зло, насилиевыросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный..." Меняются исторические обстоятельства, меняются условия и цели борьбычеловека в обществе, но незыблемым остается принцип именно практическогопретворения человеком своих идеалов, который единственно и способен сделатьих реальностью. Эту мысль четко высказал на III Всероссийском съездеРоссийского Коммунистического Союза молодежи В. И. Ленин: "Без работы, безборьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведенийровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теориейи практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную чертустарого буржуазного общества". Слова эти молодые люди знают хорошо, но если они остаются для них лишьсловами, это уже вина их собственная, а не их дедушек и бабушек. Человек,который не сделает всего, зависящего от него, чтобы реализовать заложенные внем возможности, по-настоящему счастлив не будет. И причиной своейнесостоявшейся жизни, своего унылого поверхностного скольжения по ней будеттолько он сам! Я надеюсь, в твое сознание крепко-накрепко вошла главная мысль этойкниги: преодолеть себя и сопротивление обстоятельств, реализовать своиистинные возможности - это действительно великое счастье человеческой жизни.И мне хотелось бы еще раз подчеркнуть сейчас, на прощание, положение, чтодвижение к самосовершенствованию возможно лишь в том случае, когда человекпоставит перед собой такую цель, которая больше его самого, дальше техпределов, на которые он, как считают другие, может рассчитывать. Думают,например, что К.Э. Циолковский поставил себе целью создать необыкновенныйлетательный аппарат, и цели своей он добился - ракету изобрел. А как жесчитал сам Циолковский? "Многие думают, что я хлопочу о ракете и забочусь оее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы грубейшей ошибкой. Ракета для менятолько способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь несамоцель... Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное длялюдей, не прожить даром жизни, продвинуть человечество хоть немного вперед.Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но янадеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть, в отдаленномбудущем дадут обществу горы хлеба и бездну могущества". И еще одна существенная мысль, которую я подспудно здесь все времяразвивал, также, надеюсь, вошла в твою память: жить надо так, чтобы неослабевал твой азарт преодоления трудностей и сложностей, стремления решатьвсе новые и новые задачи. Да, трудности, посредством которых оттачивается и гранится наш характер- это средство для того, чтобы состояться в качестве человека разумного,человека действующего, человека благородного. А цель, далекий свет которой,как свет звезды, не меркнет от наших неудач в стремлении к ней, - это тоудивительное сочетание, когда воедино сливается благо человека с благом егостраны. Уже давно замечено, что постоянное напряжение во имя большой цели,необходимость рисковать, стремление действовать - все это как бы выжигает,вытравливает из души человека мелочность, суетность, трусость. Живязначительными чувствами и помыслами, человек становится значительнее,человечнее, и - счастливее. А вместе с ним становится более счастливым и егонарод. Жизненная задача заключается в том, чтобы прекрасными были не стольконаши слова, сколько мысли и поступки, сколько наши дела, которые и выражаютсамое существо нашей жизни....О многом важном мы с тобой поговорили, многого - лишь коснулись, а остольких предметах даже не упомянули! Что же, жизнь не кончается, некончаются и наши встречи и беседы, будут - и не раз - другие поводы длятого, чтобы встретиться и потолковать. Но вот о чем я думаю сейчас, напоследок: беседы эти со временем получатдругой характер, я думаю, исподволь получится так, что новое, незнакомое всечаще будешь рассказывать ты мне. Ты уже подрос, стал совсем большой,поступаешь подчас так, что я вижу: голова у тебя на плечах есть. Ислучается, что мне уже бывает трудновато решить, правильно или неправильноты поступил. Вспоминаю эпизод, о котором ты мне рассказал, вернувшись изспортлагеря под Туапсе. Ночью, во время шторма, один пьяный, бахвалясь,свалился с пирса в волны. И услыхав его захлебывающийся крик, ты стремглавкинулся в грохочущий мрак вслед за ним, нашел его и помог продержаться наводе до тех пор, пока он окончательно не протрезвел. А далее в течение оченьтрудного часа вы не могли выйти на берег, и только чудом вас не переломало ине расплющило неистовыми многометровыми волнами о бетонные опоры пирса. Иникто не мог придти вам на помощь, потому что любого смельчака бросило бы сплощадки в те же волны. Ты рассказывал, что не знаешь, как же вас все-таки вконце концов вышвырнуло на каменистый берег. Ты вспоминал, что был такоймомент, когда ревущие волны снова едва не унесли тебя, почти бездыханного, скамней назад, в пенящуюся грохочущую тьму... И снова и снова мысленно обращаясь к этому эпизоду, который мог статьпричиной непоправимой трагедии для всей нашей семьи, я вспоминаю однуудивительную историю, облетевшую весь мир. Это история спасения десятковлюдей, упавших в троллейбусе с моста в Ереванское озеро, многократнымрекордсменом мира по подводному плаванию Шаваршем Карапетяном. Волей случаякак раз на месте происшествия оказался, может быть, единственный человек,который был готов помочь попавшим в беду людям. Он сбросил на ходутренировочный костюм, прыгнул в воду и рванулся к еще бурлящей воронке. Емупришлось нырнуть на десятиметровую глубину, выдавить стекло, проникнуть втроллейбус и вытащить первого из попавшихся людей через окно наверх. Одногоза другим передавал он спасенных людей в лодку наверху и вновь погружался вомрак на дно. Один раз он вынырнул с троллейбусным сидением - ведьдействовать в темноте приходилось на ощупь... Он возвращался и с двумяспасенными, он поднимал их поодиночке, на воде наверху расплывались пятнакрови - его крови, пробираясь сквозь разбитое стекло он порезал себе живот,ноги, плечи. Двадцать человек он спас! Силы его были уже на исходе, чтобынырнуть, приходилось теперь брать тяжелый камень в руки. В конце концов онеще раз нырнул, чтобы привязать к троллейбусу трос подъемного крана. Послеэтого Шаварш заболел надолго - воспалением легких и заражением крови. Кстати говоря, газетчики, широко оповестившие мир об этом увидительномподвиге, в качестве его оборотной стороны, также удивительной, рассказали ио том, что никто из тех людей, которых Карапетян вернул к жизни, не приложилникаких усилий к тому, чтобы хотя бы узнать имя своего спасителя... И этасторона жизни тоже входит в обобщенную модель: подлинная добротабескорыстна, на стоящие люди достигают пика своих возможностей не в расчетена какую-либо благодарность, но потому, что в шкале их ценностей на самомвысоком месте стоят такие, как честь, совесть, чувство долга... Жизнь Шаварша Карапетяна - легенда. Дело в том, что спустя совсемнемного времени после выздоровления он - столь же неожиданно - оказался вдругой аварийной ситуации и принялся стремительно и самоотверженно спасатьлюдей, погибавших от другой страшной стихии - от огня, охватившего пожароммногоэтажный дом. И снова - множество спасенных людей и снова травмы, ожогиШаварша. Фантастика? Нет, реальность, быль, сотворенная действительностью ичеловеком. Ты в свои юношеские годы спас всего одного человека. И вот я спрашиваюсебя: правильно ли ты поступил? Ведь шансов на его и на твое спасениепрактически не было никаких, была полная вероятность того, что вас размозжито прямоугольники бетонных опор или убьет о прибрежные камни. Но ты рискнул ивыиграл! Значит, король на шахматной доске твоей жизни был выбран тобою со всейопределенностью. Значит, труды мои не пропали даром. Значит, жизньпродолжается, и наши дети идут дальше нас

 







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия