Первая стадия, незабывание, влечет за собой прорыв через фиксированные идеи поверхностного сознания. Мы имеем склонность приспосабливаться к окружающему нас миру, чтобы он стал привычным. Мы также подменяем свидетельство чувств названиями или фиксированными идеями. При незабывании монах постоянно сталкивается лицом к лицу с фактами реальности, осознавая каждое событие так, словно оно происходит впервые. Это достигается путем поддержания бдительности сознания в первой фазе восприятия, когда его ум воспринимает, не реагируя. Он ограничивает свое внимание наблюдением за мыслями и чувствами. Он видит их, когда они возникают в одном из его пяти органов чувств или уме, который «Вишуддхи-марга» рассматривает, как шестое чувство. Но, наблюдая за своими впечатлениями, йогин удерживается от реагирования на них, просто регистрируя все, что он наблюдает. Если суждение, оценка или образ возникают в его уме, то они сами становятся фокусом, к которому приковывается его внимание. Они не отвергаются, не принимаются, но просто пропускаются, после того как были отмечены. Сущность сатипаттханы состоит «в ясном и прямом осознании того, что действительно происходит с нами и в нас в последовательные моменты восприятия». Если медитирующий развил в себе силу концентрации, то она поможет ему в развитии незабывания. В приобретении этой привычки простого восприятия помогает однонаправленность. Лучшим уровнем дхьяны для практики незабывания является самый низший, то есть уровень подступа. Причина этого в том, что незабывание приложимо к нормальному осознанию, а с первой дхьяной эти нормальные процессы прекращаются. С другой стороны уровень концентрации, низший по сравнению с уровнем подступа, может окутаться блуждающими мыслями, и будут сбои в практике незабывания. На уровне подступа есть баланс: восприятие и мысль сохраняют свою обычную форму, но концентрация достаточно мощна для того, чтобы удерживать сознание от комментирования этих форм. Моменты входа или выхода из дхьяны удобны для практики сатипаттханы. В такие моменты процессы, происходящие в уме, становятся прозрачными и более доступными для сознания.
Предпочтительно, чтобы незабыванию предшествовала практика в дхьянах. Существует, однако, метод, называемый «простое понимание», в котором медитирующий начинает с практики незабывания без достижений в концентрации. В «простом понимании» концентрация усиливается через саму практику незабывания. На первых стадиях «простого понимания» моменты незабывающего наблюдения в уме медитирующего перемеживаются появлением мыслей. Иногда медитирующий замечает это блуждание, а иногда нет. Постепенно, по мере замечания большего числа бессвязных мыслей, мгновенная концентрация усиливается. Блуждающие мысли утихают, сразу после того, как их заметили, и медитирующий вновь возвращается к незабыванию. В конечном итоге медитирующий достигает стадии, когда его ум перестает зависеть от блужданий мыслей. Когда он становится способным отмечать каждое движение ума без перерывов, это превращается в подступающую концентрацию.