Есть четыре вида сатипаттханы (наблюдения), тождественных по функции, но разных по фокусу сосредоточения. Незабывание может фокусироваться на теле, на чувствах, уме или мыслях. Любой из этих четырех объектов служит фиксированной точкой, чтобы раскрепостить свое внимание в потоке сознания. При наблюдении тела медитирующий отмечает каждое мгновение своей физической деятельности, такой как поза, движение его членов. Медитирующий отмечает движения тела и его положение, что бы он ни делал. Он не придает значение целям своих действий, но фокусируется на действиях тела. При наблюдении чувства, медитирующий фокусируется на внутренних ощущениях, не различая того, приятны они или не приятны. Он просто отмечает все свои внутренние чувства, когда они проходят перед вниманием. Некоторые чувства являются первой реакцией на сообщения органов чувств, другие являются физическими ощущениями, сопровождающими физиологические состояния, третьи – продуктами биологических процессов. Каков бы ни был его источник, регистрируется чувство само по себе.
При наблюдении мыслей медитирующий фокусируется на каждом из состояний, возникающих в осознании. Какое бы настроение, образ мыслей или психологическое состояние не заявило о себе, он просто регистрирует его. Если, например, есть раздражение от шума, он просто отмечает: «раздражение». Четвертая техника, наблюдение мыслей, мыслеобразов, является той же самой, что и вышеописанная, за исключением уровня, на котором наблюдается работа ума. Вместо того чтобы отмечать качество мыслей по мере их возникновения, медитирующий отмечает объекты внимания, которые занимают эти ментальные состояния, например, «беспокоящий шум». Как только возникает мысль, медитирующий отмечает ее в терминах детальной схемы для классификации. Самая широкая мысль делит все остальные мысли на способствующие и мешающие Просветлению.
Любая из этих техник незабывания прорывается через поверхностное сознание и фиксированные идеи, которые питают наше ложное Эго. При незабывании медитирующий начинает видеть те единицы сознания, из которых строится для него реальность. Эти наблюдения приводят к пониманию Природы Ума. С этим пониманием незабывание созревает до уровня проницательности. Практика проницательности начинается с того момента, когда незабывание длится непрерывно, без отвлечений. В проницательной медитации осознание фиксируется на выбранном объекте таким образом, что созерцающий ум и объект появляются вместе в неразрывной последовательности. Этот пункт отмечает собой начало цепочки проницательностей – ума, познающего самого себя, и заканчивающейся состоянием Нирваны.