Элемент генологической системы
Вначале следует рассмотреть с позиции цели элемент, входящий в некоторую сложную систему, близкую по классификации к общественным системам. В качестве такой удобной для анализа системы можно взять лес с деревом в качестве основного элемента. Ограничиться в анализе человеком или его моделью нежелательно, поскольку по отношению к формализованным и неформализованным свойствам человека накопилось слишком много предрассудков и заблуждений. Человек часть природы и законы его существования принципиально не отличаются от законов существования других природных систем. Но человек настолько выделяет себя из природы, что отказывается признать свои свойства порождением естественного развития. Лес представляет собой генологическую систему (систему, порождающую фундаментальные законы природы за счет массового взаимодействия ее элементов), основными элементами которой являются отдельные деревья. Она реализует эмерджентные законы леса на базе системообразующих взаимодействий элементов. Дерево входит в качестве элемента в целый ряд сложных систем: фамильную, генологическую, трофическую и пр. Фамильная система - это конкретное дерево со всеми его потенциальными потомками. Именно эту систему в своей "Феноменологии духа" Гегель назвал "идеей" дерева. В действительности существует неопределенно долго эта "идея", потенциальное дерево, фамильная система дерева, а реальное дерево и механизм смены поколений, представляют собой всего лишь способ ее существования, способ выживания, наивыгоднейший способ борьбы с энтропией, с деструкцией на молекулярном уровне. Цель существования отдельного дерева - существование фамильной системы. Механизмы рождения и смерти, а также ряд других механизмов, обеспечивают потенциальное бессмертие фамильной системы наиболее эффективным образом (по критерию затрат ресурсов для достижения бессмертия). Дерево входит в качестве элемента и в трофическую систему, которая связывает в сеть процессов потребления различные организмы. Трофическая система позволяет использовать элементы биологических систем таким образом, что от этого выигрывают все элементы этих систем. В отличие от животного, дерево не имеет свободы перемещения. Оно не может отыскивать и добывать себе пищу и другие ресурсы. В процессе эволюции образовались специфические механизмы обеспечения жизнедеятельности растительного мира. Эти механизмы позволяют регулировать уровни грунтовых вод, управлять климатом, изменять физико-химический состав почвы и др. Это механизмы распределенного сетевого управления и оптимизации. Животное добывает ресурсы, находит и захватывает их, а растение для самообеспечения управляет свойствами окружающей среды и приспосабливается к ним. Аналогичные механизмы и алгоритмы сетевой оптимизации могут использоваться и используются при решении задач оптимизации деятельности предприятий и управления ими, технических задач, задач проектирования и управления в общественных системах и др. Не должно вызывать удивления, что не только человек или животное, но и дерево, способно к самопожертвованию в интересах системы более высокого уровня. Это не проявление "души", героизма, просто при таком поведении, таком взаимодействии систем, вероятность существования каждой отдельной фамильной системы максимальна. Человеку трудно смириться с мыслью, что его "высокие идеалы" есть не что иное, как механизмы выживания, порожденные слепой эволюцией природы. С появлением сознания, интеллекта появляется новый инструмент целенаправленного поведения. У.Р. Эшби определяет мозг как "специализированное средство для выживания". Свойства сознания как средства достижения цели содержательны и заслуживают отдельного рассмотрения. Вместе с тем, сетевая распределенная система управления растения в определенных условиях значительно превосходит по эффективности нервную систему и мозговой аппарат животного. Кроме того, она интересна тем, что в общественной системе и распределенной системе управления растения имеются аналогичные алгоритмы. Итак, элемент сложной генологической системы в своем актуальном (человек, растение) и потенциальном (фамильная система) представлении характеризуется поведением, направленным на достижение максимума вероятности существования фамильной системы.
|