Глава 3. Наблюдение есть блюдение
Как вы заметили, я завершил определение наблюдения на основе, скорее, языковедческого определения Ожегова, чем определения психологов. Вкратце оно звучит так: Наблюдение — есть внимательное слежение. А почему не намеренное восприятие? Во-первых, потому, что я изначально заявил, что хочу извлечь пользу из своего исследования. В данном случае это означает, что я хочу научиться наблюдению. Чтобы вести самонаблюдение. Попробуйте преднамеренно и целенаправленно воспринимать себя. Вам понятно, что делать? А теперь попробуйте следить за собой, за тем, что делаете и думаете? Есть разница? Она не только есть, но она с очевидностью показывает, что психологи, да и философы, давая свои определения, имели целью не наблюдение, а неуязвимость в глазах других ученых. Поэтому они делали то, что нужно Науке — наукообразность, — а не то, что нужно наблюдателям. Но это первое. А есть и второе. Вглядитесь в само слово. Оно явно состоит из двух частей: на — и — блюдение. «Блюдение» — это несуществующее в современных словарях существительное от глагола блюсти. А что такое блюсти? Академический "Словарь русского языка" (1985) дает такое определение: Блюсти, блюду, блюдешь, охранять, беречь. 2. устаревшее. Следить, смотреть за кем-чем-либо; наблюдать. И приводит пример из Гончарова: "И всех и все в доме она [бабушка] блюдет зорким оком и видит из одного окна- свою деревню, поля, из другого — сад, огород и людские". В этом примере я выделил бы два образа, которые помогут понять самонаблюдение. Во-первых — "зоркое око". Мы вполне можем принять его как некое условное наименование для какого-то органа, которым производится наблюдение. Хотя в народе чаще применялось выражение "Око души". Впрочем, это пока можно опустить, потому что однажды народной психологии придется посвятить полноценное исследование. Итак, возвращаясь к этимологическому исследованию, как видите, даже если сейчас значения слов несколько сместились, блюдение определенно понималось как слежение. Кстати, у Срезневского и Даля, то есть в середине XIX века, слово «блюдение» указано как живое. Правда, блюсти у Даля понимается только как хранить, оберегать, стеречь, беречь. Но при этом приводятся примеры вроде блюсти посты, которые не соответствуют его определениям. А понимаются они, скорее, как: следить за тем, чтобы не нарушать посты, чтобы выполнять правила постов, — или близко к этому. Кстати и блюсти порядок, блюсти достоинство, блюсти законы — это вовсе не охранять их от нападений, а следить за тем, чтобы они не нарушались. Следить. Блюдение есть вид слежения. Это определенно. Вид особого, напряженного или внимательного слежения с заинтересованностью. Значения "сторожить, охранять" я опускаю, как вторичные, потому что это виды деятельности, использующие внимательное слежение или приглядывание. "Этимологический словарь" Преображенского связывает «блюсти» через корень буд перетасовывающийся в ojyd -блюд с бдеть, бодр, будить. "Историко-этимологический словарь" Черныха развивает эту связь: Старо-славянское блюсти. Индоевропейский корень «bheudh» (bhoudh, bhudh) — «бодрствовать», "наблюдать". А также приводит соответствия из древнегреческого, авестийского и древнеиндийского языков, которые звучат как: «разузнаю», "получаю сведения", «расспрашиваю», «разузнает», «выясняет», «просыпается», «воспринимает», "наблюдает". Среди этого перечня значений, есть два, которые ощущаются очень важными. Первое — это, конечно, пробужденность, бодрствование, которые ощущаются необходимым условием наблюдения даже без понимания того, что же это такое. Второе — это «выяснение». Точнее, скрывающееся за ним понятие «ясности». Каким-то образом наблюдение то ли использует ясность, то ли создает ясность, то ли увеличивает ее. Оба эти понятия требуется понять прежде, чем давать окончательное определение наблюдения. Кстати, как и определения души и сознания. Я этого сейчас сделать не смогу. Судите сами — бодрствование, оно же пробужденность, явно сродни буддовости или просветлению. Понять это, хотя бы на уровне достаточном для создания рабочего определения, будет вовсе не просто. "Ясность" же явно, с одной стороны, имеет отношение к сознанию. С другой же, для меня, по крайней мере, прокидывает мостик к созерцанию. Еще одному сложнейшему орудию, которым должен владеть начинающий самопознание. Созерцание же, как мной ощущается, родственно наблюдению, но в каком-то смысле превосходит его. Возможно, в смысле чистоты сознания, его свободы от личности и ее усилий. Созерцание указывается и одним из высших достижений всех школ, занимавшихся раскрытием скрытых человеческих возможностей и достижения приобщения к иным мирам. К той самой "глубокой реальности", о которой мы уже говорили ранее.
|