Причины возвышения Османского бейлика.
Развитие Османского бейлика. Уже при Орхане новая столица - Бурса. Тогда же берут Измит и Никею. Постепенно из военного вождя `бей` становится политическим лидером. Первые везири (при Орхане). Своя монета - акче. Воины получили право обрабатывать свой кусок земли без налогов, началась феодализация.Единого государства ещё нет. Бейликов вокруг много. Этатизация растянулась из-за кочевников, а позже из-за монголов. Но идёт постепенное складывание общетурецкой культуры (используется общий турецкий язык). Завоевания. На Балканах османов стали привлекать как наёмников при разборках (1353-1357). Столицу перенесли в Адрианополь (Эдирне). 1389 год - битва в Косово, сербы потеряли независимость. 1393 - взяли Тырново и всю Болгарию. 1396 - разгромили под Никополем крестоносцев. Отрезали Балканы от Европы. Загнали их экономику обратно в каменный век. Централизация. Устраивают жизнь на завоёванных территориях. Мурад I уже султан. Раздавали земли а-ля бенефиции - тимары. Их владельцы - сипахи (воины). Сложились в `феодальный класс`. Параллельно возникли войска на госсодержании, гвардия, замкнутая корпорация с религиозной основой секты бекташей - янычары. Они средство контроля за сипахи. Но экономическая централизация всё же слаба. Власть давит духовным авторитетом. Сильны идеи мусульманского единения.
№ 1. Делийский султанат: особенности образования и развития аграрных отношений.
1. География. Северная Индия. 2. Хронология. Делийский султанат (1206-1526): с провозглашения Айбеком в 1206 до уничтожения Бабуром в 1526. 2 первых султана: Айбек и Илтумыш (1206-1236). 3. Возникновенеи Делийского султаната. С битвы при Тараине (недалеко от Дели) 1193 в северной Индии господствуют мусульмане во главе с султаном Мухаммедом Гури. В 1206 на обратном пути из очередной карательной экспедиции его убивают, разгорается борьба за наследство. Айбек захватывает местность вокруг Дели, объявляет себя султаном и через 5 лет падает с лошади во время игры в конное поло. Илтутмыш быстро восстанавливает распавшийся после смерти Айбека султанат, немного расширяет границы. После его смерти – разброд и шатание вплоть до правления Балбана (1265-87), он, будучи одним из муктов (см. ниже), свергает династию и провозглашает себя султаном. При нём всё немного укрепляется, но после смерти – снова криво до воцарения Ала уд-Дина Хильджи в 1296. В целом: мусульмане приходят в страну со сложившейся государственностью и системой феодальных отношений как завоеватели. Их не любит никто => консолидация. Из неё – высока степень централизации и большая власть султана в первые десятилетия существования ДС. 4. Аграрные отношения. 4.1. Икта. Иктодары и мукты. При появлении мусульман каждому военачальнику давалась небольшая территория, которую надо доить (платящие налоги – райаты; налог – в основном ¼ урожая) и на которой надо подавлять мелкие восстания. Отсюда – первые феодальные владения. Называются икта (по сходству с арабскими). В первые десятилетия пребывания в Индии иктодары (держатели икты) обладают очень ограниченными правами на надел. Большую часть дохода отдают в госказну (себе оставляют ок. 1/10-1/20), а то, что у них – идёт на создание небольшого отряда для участия в общих походах и поддержания порядка в икте. Держатели особо крупных икт назывались мукты. Икта не передаётся по наследству, её держание воспринимается сначала исключительно как функциональное. Позже, по мере уменьшения опасности, возникает представление о владении иктой, за 13 в. она становится обычным феодальным владением.. Вокруг Дели Илтутмыш создаёт множество мелких икт в деревню или полдеревни для 2 тыс. воинов. На условиях выплаты дани ряд владений остаётся в руках старой знати. Это вассальные князья, старые крупные собственники, общинная верхушка. 4.2. Халис. Харадж. Также есть государственные земли, сначала довольно обширные – халис. С него все налоги (главный – поземельный харадж) идут в казну. В основном – для создания собственных войск султана 4.3. Инамы, мульки, вакфы. Существует и несколько других типов владений: инам (дар кому-либо от султана, безусловная наследственная собственность), мульк (даётся в наследство с условием выплаты части налогов) и вакф (дар мусульманским религиозным учреждениям)
№ 9. Крестьянская война в Китае в XVII в.
Причины. Бушует реакция, крестьянам плохо. Кроме крестьян ещё и шахтёры.
|