Возвращение в Йасриб.22. Захват Табука и первая джизья. Жители оазиса сохраняют свою веру в обмен на уплату джизьи – подушной подати для неверных. То же и с другими племенами С Аравии. 23. Активное распространение ислама в Аравии. 631. Много добровольцев. Новое откровение: кто не с нами, тот не с нами и об этом пожалеет. 24. Присоедниение Йемена. 631. Наджрана, затем Сана. К концу года – вся Аравия, кроме малой её части на СВ – под мусульманами. 25. Установление садаки. 632. Садака – благотворительный налог, уплачиваемый правоверным. Восстания. 26. Смерть Мухаммеда и наследники. 8 июня 632. Сразу отпадение всех союзников. Кто будет халифом? На момент смерти имамом (руководителем молитвы) был Абу Бакр – ставленник мухаджиров. Ансары: нечестно, давайте из нас выберем. На них плюнули, избрали Абу Бакра. Он лишь к 633 собрал государство М. в прежних границах.
отношения в Арабском халифате в VII-VIII вв.
Хронология. Возникновение общеарабского Халифата (622 -661). a. 610 - 632 гг. Политическая деятельность Мухаммеда (ок. 570 - 632). b. 632 - 661 гг. Правление четырех «выборных» халифов: Абу-Бекр (632 - 634), Омар (634-644). Осман (644 - 656). Али (656 - 661). Стольный центр в Дамаске. Халифат Омейядов (661 - 750 гг.). a. 661 - 715 гг. Становление государства Омейядов. Правления: Муавия (661 - 680), Абд аль-Малика (685 - 705) b. 715- 750 гг. Ослабление. Мухаммед. Распоряжение завоёванными землями. Ещё при завоёванные области не делились между участниками похода (это ново). Захваченные земли облагались хараджем (налог в треть урожая) или ушром (в одну десятую). 4 категории земель. На этом этапе признаны 4 категории земель - общая собственность рода или племени, частные владения - мульк, пожалованные воинам земли - икта, казённые государственные земли. Общинники лично свободные, к земле никак не прикреплены. Икту обязательно нужно обрабатывать, 3 года без обработки - и ты её теряешь. С мульком - всё равно, государство не вмешивается. Харадж с земель - основной государственный источник дохода. Омеяйды. Больше всего - мулька. Есть зависимые крестьяне - издольщики. Они же обрабатывали госземли савафи (казённые). Из этих земель выдавали икта, но взимали с икта налог, тем самым показывая верховное право собственности для государства. Попытка поднять земледелие - ссуды крестьянам. Упорядочили налоги - джизья (подушная подать) для немусульман, поземельный для всех (но для мусульман ушр, а для остальных - харадж). Но вскоре новый переход, от фиксированных налогов к налогам `по платежеспособности`. Это выгоднее. При аль-Малике всеобщая перепись. Высчитывали чуть ли не по деревцу ради точно взимания налогов. В 700ом - джизья стала обязательной и для мусульман-неарабов. Восстания и недовольства по этому поводу. Омар Второй (717-720) это отменяет, но уже при его преемниках джизья опять почти для всех. Очень популярный профессия - спецсборщик налогов, налоги на ремесло и на браки. Власть центра не слишком сильна, поэтому самовластные эмиры на местах поднимают налоги как им вздумается.
|