Глава 12. Том Риддл
1. Штрихи к портрету.
Что удивительно, почти любое описание внешности Риддла в каноне идет с отсылкой на внешность Гарри – у Тома такие же непослушные и блестящие черные волосы, такие же живые глаза, он такой же худой, а в детстве даже обладает похожей мимикой. Параллель с проявленностью черт Плутона в тексте заложена напрямую и проговаривается открытым слогом – все эти особенности как раз на Плутон и указывают. К тому же, весь жизненный путь Риддла – это тоже путь выраженного Плутонианца. Еще во времена Тайной Комнаты Гарри отмечает вспыхивающий в глазах Тома «огонь алчности» при разговорах о мести, власти, и даже просто при взгляде на шрам самого Поттера, а со временем и вовсе сомнения отпадают. Риддл влезает в темную магию по самые уши и делает ее если не смыслом и целью своей жизни, то, как минимум – первейшим средством для ее достижения. К тому же, окружающие его фанатики – все до единого тоже Плутонианцы (Белла, МакНейр, Фенрир). Общая связующая энергетика буквально витает в воздухе. Но все было бы и вовсе не интересно, если бы и впрямь складывалось так просто. Еще в юности Том выглядит, как человек, знающий, чего хочет – причем с самого раннего появления в каноне, со времен сиротского приюта. Он упрям, молчалив и производит впечатление «вещи в себе», существующей по своим внутренним правилам и идущей к своим, не всегда понятным со стороны, целям. Он крайне последователен и пошагово пробует себя на различных поприщах, так или иначе разбросанных вокруг некоего определенного пути. Воровство в приюте, по сути, есть такая же попытка узнать вкус тайной власти над чужими переживаниями (методом их незаметного создавания), как и маска любимого учителями образцового студента Хогвартса. Том на редкость рано (уже в подростковом возрасте) учится собирать собственные мотивы, причины и поводы в личную копилку обид и прятать подальше, чтобы вытащить потом все и разом. Его убеждения крутятся вокруг «цель оправдывает средства» и «поспешишь – людей насмешишь», а выглядеть смешным он не намерен совершенно. Это, повторюсь, очень редкое для подростка качество – уметь похоронить в глубине собственной души любые эмоции, потребности и желания, подчинив свою жизнь высшей цели, причем поставленной себе самостоятельно, а не перенятой от авторитетного дяди. Пожертвовать настоящим ради будущего. Подростки всегда живут здесь и сейчас, впадая в истерику или, в зависимости от темперамента, в депрессию, когда их вынуждают «подождать», особенно – подразумевая под временным отрезком годы, а не часы. Проработка Сатурна – самой медленной из не-высших планет – слишком длительна, и потому в бытовом понимании, собственно говоря, и означает взросление – этому пути учатся десятилетиями, да и то не все. Том же демонстрирует четкий и мощный Сатурн уже в шестнадцатилетнем возрасте. С одной стороны, его детство – это хрестоматийное детство человека Сатурна. Приют, сиротство, одиночество, отверженность и отсутствие взаимопонимания с окружающими, неумение найти с ними ни к чему не обязывающий легкий социальный контакт (завязать дружбу), отсутствие тепла, близости и принятия человека окружающими «ни за что», без заслуг и оценок (любви, проще говоря) – все это при правильном внутреннем отношении и призвано формировать из ребенка раннего Сатурнианца. При неправильном (то есть, наличии в человеке выраженной Луны) будут комплексы – Лунному ребенку контакт необходим, он без него ломается. Том, как мы видим, сформировался – следовательно, Луны там и не было. Она должна отрицаться, чтобы не мешать пути Сатурна. Сатурн за минусом Луны уже будет указывать на архетип Козерога, но сюда же можно добавить и явно присутствующий Марс Риддла – за все шесть книг если Том чего-то и не демонстрировал, так это трусости или пассивности. Когда надо, он включается очень даже лихо – одна стычка с Дамблдором в Министерстве Магии чего стоит. Но тут, опять же, все не так просто – и с картиной планетарного психотипа, и со стычкой. Типичный Сатурнианец, мягко говоря, хреновый актер – его душевный мир неглубок и зажат, чтобы с легкостью изображать всю гамму не испытываемых им по факту эмоций. Даже Снейп, к примеру, во многих ситуациях предпочитает либо молчать критически настроенной ко всему зловещей тенью, либо вытягивать эмоции из окружающих – а Том, как мы видим, изображает что угодно, практически не напрягаясь. С Джинни он понимающий, галантный и душевный, причем, заметим – отыгрывая при этом Луну, которой у него самого – полное отсутствие всякого присутствия. С Гарри в истории с Тайной Комнатой поначалу вежлив и корректен, с ходу выдает то самое «мы с тобой равны, я признаю твою силу, волю и исключительность», чем ослепляет Солярия Поттера сразу и до последнего – Гарри не может не доверять тому, кто сказал ему эти, такие правильные, волшебные слова. Ну, или позволил поверить, что слова прозвучали безмолвно. Том прилежен в учебе, почтителен с учителями (как, похоже, и с любыми власть имущими), ему не составляет труда изобразить хоть раболепие, хоть уважение, хоть искренний интерес к собеседнику (диалоги со Слагхорном в этом смысле просто впечатляют). Он – игрок, причем не просто рискующий, а планомерно просчитывающий свои шаги – мощный Сатурн не просто не давит его, как личность, но помогает этой личности развиваться и двигаться к поставленным целям. Поставить себе на службу Сатурнианские качества, научиться их использовать во благо совершенно противоположным проявлениям, а не тупо им подчиняться – дано не каждому, честно сказать. Актерские качества уже указывают на присутствие активного Солнца, и вот тут все бы было хорошо, что называется, но обуздать Солнечные проявления, похоже, у Тома получается далеко не всегда. Как любой Солярий – пусть даже с сильным Сатурном – он время от времени срывается в тупое и бессмысленное позерство. Давить в себе присутствие Солнца у него выходит вполне сносно, но отказаться от возможности покрасоваться хоть иногда – хоть изредка, в минуты света рамп, находясь на всеобщем обозрении – это уже не просите. В эти моменты Солярий в нем взыгрывает и отметает любые позиции здравого смысла, не способный пересилить собственные потребности и отказаться от роли себя великолепного. Том – человек гордый и мнящий о себе, судя по всему, немало – иначе ему было бы слабо считать преподавателей идиотами и лгать им в глаза, разыгрывая уважение и почтение. Он безгранично верит в силу своей воли и удачи, он так или иначе вляпывается во власть сам, а все его срывы на помпезные монологи рядом с почти-что-поверженным-Гарри, повторяющиеся раз за разом, выглядят, как минимум, неуместно для столь последовательной личности. К тому же, он крайне – ну просто крайне – не любит лжи (памятуя его монолог после Турнира на кладбище перед сбежавшимися приспешниками), он злопамятен, как может быть злопамятным только существо исключительно эгоцентричное и носящееся со своим эго, как с писаной торбой, и каждая его речь на публику вызывает ощущение, что вот на этом месте уже просто обязаны зазвучать заранее предусмотренные аплодисменты. Все это – признаки болезненно присутствующего Солнца. А связка из Солнца и Плутона сразу же указывает на Льва.
Чтобы понять суть вопроса, могу порекомендовать попробовать представить себе канонического Снейпа, расплывающегося в дурацкой теплой улыбке в ответ на назойливо проявляемую по отношению к нему душераздирающе искреннюю открытость с распахнутыми глазами (Луна в падении), Гарри, в ответ на прямые наглые потуги сделать из него идиота хлопающего собеседника по плечу и сообщающего, что, дескать, фигня, вовсе это его не унизило (Нептун в падении), Рона, методично и собранно день за днем зубрящего уроки (Меркурий в падении) или Драко, с криком: «За Родину!» смело лезущего грудью на превосходящие силы врагов (Марс и Хирон в падении). Все эти ситуации для перечисленных персонажей – хуже кости в горле, и произойти не могут по определению. Падающую планету не превратить в сильную – и именно поэтому люди, как правило, стремятся избегать возможных сфер ее проявления. Это не есть способ проработки падения, но это, скажем так, меньшее из зол. Потому что возможен еще и вариант, когда человек по своим причинам все же вляпывается в болезненно сложную для него сферу по самые уши и остается в ней, уживаясь, как может. А может он плохо. Проявления получатся извращенными просто до слез. Разыграть и выдать то, что требуется, человек все равно не способен – хоть ты умри, но не сделать из Снейпа душевно теплое существо, а из Малфоя – храбреца отважного, никогда и никак. Попадая в энергетический поток падающей планеты и увязая в нем, в первую очередь, человек теряет связь с реальностью – уже не сравнивает здесь себя с другими – и при этом, маскируя комплекс, объявляет существующее положение дел единственно возможной в мире истиной. Разубедить нереально. Стоит также заметить, что есть некоторая разница между властью Солнца и властью Юпитера – первое предполагает, скорее, известность и славу, второе же – управление построенной системой, людьми и замыслами. И невозможно, взвалив на себя первое и собрав у ног тучу последователей, избежать второго. Как Солярий, Риддл не мог не хотеть быть лучшим, известным и вообще самым-самым в чем-то, для него крайне важном. Гордыня и тщеславие – нередкие спутники ярко выраженного Солнца, так что удивляться тут нечему. Проблема должна была начаться где-то там, где ведущая за собой сильная личность превратилась в того, кто контролирует выстроенную ею же систему – людей, взглядов, ценностей, правил. Неважно чего – важно, что Лев в Томе был достаточно силен, чтобы увлечь и впечатлить, а в итоге включиться и расхлебывать результат пришлось Козерогу. Во Льве-то Юпитер отсутствует. Козерог последователен и от выбранной цели не отступает – а Риддл всегда хотел признания, славы и власти. Тот факт, что на каком-то этапе власть не то чтобы потеряла свою Солнечную окраску, но приобрела еще и Юпитерианскую, закономерен совершенно – это просто нормальный этап развития – но для личности Тома он оказался губителен. Если в воспоминаниях Дамблдора Риддл времен Хогвартса выглядит, как юноша себе на уме, целеустремленный, четкий и вполне отдающий себе отчет в том, что делает и зачем, то тот Волдеморт, которого год за годом регулярно встречает Гарри – уже совершенно другой человек. Несомненно, что включившийся после возрождения уже на полную катушку Плутон (не мог он здесь не включиться – что еще тогда называть ситуацией полноценной Плутонианской инициации, как не пережитую смерть?) крышу Тому должен был двинуть окончательно. Причем, скорее всего – в сторону, опять же, властности в том числе. Плутон, как и Солнце, тоже подразумевает власть – только в данном случае уже над душами, потустороннюю, темную и разрушительную. Куда ни глянь, в общем, все равно выходишь на Дерибасовскую. Власть в психологическом портрете Риддла – это просто точка преткновения какая-то. Опять же, почему – потому что все упирается в падающий Юпитер. Ну не умеет он, хоть как его убивай и заново возрождай, относиться к власти спокойно – авторитет себе, скажем, зарабатывать, систему выстраивать. Нет в Козероге такой способности. По сути дела, Козерог (как правильный Сатурнианец) – существо по определению подчиненное. Ему для полноценного функционирования всегда необходим кто-то «сверху», кто будет вести идеологическую линию партии, поощрять, направлять и помогать с долгосрочными целями. Для Тома, начиная с незапамятных времен, таким человеком выступает он сам – других вариантов у него попросту не остается. Собственно, он их сам себе не оставляет, то ли запальчиво предположив сразу, что вытянет и функцию власти Юпитера – социальную, с авторитетом и уважением, с руководством системой – то ли просто не учтя этот фактор. Во второе верится слабо, ибо при всех своих странностях Том в юности – человек крайне внимательный к деталям и не склонный спешить, пока впереди предполагается вечность. А вот первое вероятно и даже вполне – сильное Солнце порой вынуждает еще и не так самоутверждаться. Чем же все-таки характерен Козерожий Юпитер? Совершеннейшим, напомню, деспотизмом и самодурством. Обладатель такого стояния планеты в принципе не способен адекватно учитывать человеческий фактор – и потому по первости всегда предпочитает перебдеть, чем недобдеть. Перестраховываясь на мелочах, выдумывая новые способы и системы контроля над подчиненными, рано или поздно он докатывается до маниакальной подозрительности и неверия уже ни во что. Если Козерог что-то и может, так это контролировать – иррационально доверять он не способен. Но одно дело – контролировать работу системы, руководишь которой не ты, и совсем другое – тащить ее на себе в одиночку, в том числе и идеологически. Из Козерога, с его больным стоянием Юпитера, идеолог такой же, как из Лонгботтома зельевар. И, тем не менее, ситуация вынуждает. Солнце Тома вполне позволяет ему быть лидером, ярким и харизматичным – как минимум, в молодые годы у него это просто обязано было получаться, судя по подходам к Слагхорну и прочим учителям – но Солнца маловато, чтобы быть идеологом. Оно может только освещать путь, чтобы овцы не заблудились, но не объяснять суть и правильность этого пути – по крайней мере, не может делать этого самостоятельно. Первоначальные попытки подключить Сатурн (сильную планету) и просто проконтролировать, чтоб все были в кучке и не разбегались, были наверняка уместны и неплохи, но только до определенного момента. Рано или поздно Козерожья подозрительность должна была перерасти в манию преследования, и с этой точки не мог не начаться жесткий диктат. Судя по тому, сколько лет Том потратил на то, чтобы сколотить из своих Пожирателей Смерти действительно пугающую и мощную силу – и как долго он пробыл на этом пути – сферу Юпитера он давно должен был перестать ощущать, как проблемную. Не потому, что проблема исчезла – скорее, она неминуемо стала для него единственно возможной реальностью, и, как нередко бывает в этом случае, превратилась в агрессивную форму защиты. Слетевший с тормозов по части власти Козерог в своем проявлении страшен не меньше, чем влюбленная по уши Дева или ударившиеся в духовный рост Близнецы. «Комплекс Чингисхана» в полный рост – в моих владениях лишь я хозяин, и, раз с утра было приказано при виде меня подпрыгивать шестнадцать раз на левой ножке, постукивая по полу хвостом, все, кто не подпрыгивает – потенциальные предатели. У кого хвоста нет – не мои проблемы, должны были отрастить, раз действительно хотите доказать свою преданность. Выдумывая все более заковыристые методы «проверки на вшивость», пущенный гулять по просторам безнаказанности Козерог с каждым разом будет становиться все более недоверчивым, подозрительным и попросту мнительным. И рано или поздно падающий Юпитер выпятится настолько, что передавит любой сильный Сатурн. То есть, грубо говоря, маниакальная недоверчивость перерастет все представления о разумности и весь здравый смысл. Примерно на этом же месте и начинается то, что в просторечии называют «сходить с ума» – человек теряет адекватную связь с реальностью, обретая четкий пунктик, со временем прорастающий во все большее количество соседних жизненных сфер. И этот момент куда как более печален, чем последовательное развитие Тома, как Плутонианца. По сути, если разобраться, путь Плутона сам по себе, может, и страшен, но личность не ломает – он корректирует ее, это основа действия любой высшей планеты. Действительные ломки сознания начинаются, когда человек подменяет в своей голове понятия и пытается заставить себя верить в то, что черное – это белое, или наоборот. А потом и впрямь начинает верить, невзирая на все подаваемые окружающей реальностью сигналы. Чтобы так категорически игнорировать внешний мир – это, вообще говоря, надо довольно сильно крышей подвинуться. И поэтому самая разрушительная проблема Тома – это, как ни странно, не то, что он поддался Плутону и принялся копаться во тьме, не брезгуя ничем (Плутонианцы как бы изначально не больно брезгливы в таких вопросах), а то, что он поддался своему провальному Юпитеру и попытался научиться властвовать. Даже, можно сказать, не просто попытался, а создал сам себе безвыходную ситуацию, в которой был вынужден продолжать поддерживать ту систему, которую и выстроил для достижения собственных целей. В чем состояла конкретная цель Тома Риддла, судить можно только по косвенным проявлениям. Козерог – хреновый политик, отвратительно вживающийся в социум и плохонько реагирующий на человеческий фактор. Мощный Сатурн позволяет ему собрать качественную картотеку людских типажей, сверяясь с которой, он может найти примерное объяснение поведению каждого – а сильное Солнце помогает отыграть нужные образы и подобрать ключик к чужим слабым местам. Но в условиях постоянно меняющейся ситуации, когда на тебя с почтением пялится толпа народа, уже нужны другие методы и решения. И ни у Льва, ни у Козерога их – нет. Лев, повторюсь, хорош в роли «лица на обложке», Козерог – как исполнитель чужой воли, но ни один из них не способен вести за собой массы, как только те из набора личностей перерастают в толпу. Там, где толпа, уже нужен Стрелец – действительно сильный идеолог, рассуждающий из понятий не личных целей, а общественного блага, обладающий выраженным Юпитером. У Тома его нет – а, значит, нет и возможности стать именно политической фигурой, действующей в условиях мирного времени, предвыборных платформ и программ и прочей мишуры. Худо-бедно поначалу это должно было компенсироваться Солнцем – во времена первых сборов Пожирателей Смерти – но к финалу шестой книги Том уже способен на политику только в рамках открытых военных действий. Его, как идеолога, на что-то другое при таких размахах уже не хватит. Отсюда, как ни странно, вытекает простейшее объяснение извечному противостоянию Риддла и Дамблдора – именно со стороны Тома. Альбус, при всех его недостатках, обладает двумя вещами, которые Риддла всю дорогу конкретно бесят – сильными Юпитером (планета падения для Козерога) и Нептуном (планета падения для Льва). И демонстрирует их наличие с самой первой встречи, без всякой политкорректности. С проблемой Юпитера все понятно – Риддл ввязывается во власть такого уровня, который способен тянуть, только параллельно деградируя как личность и неизбежно саморазрушаясь в процессе. С Непутном же еще проще – если Лев чего-то категорически не выносит, так это эмпатов, смотрящих вглубь и способных под маской классно отыгрываемых образов разглядеть Льва реального. Который, с точки зрения самого Льва, всегда будет бледнее и кривее, чем играемая им яркая роль – напомню, Солярии ужасающе не уверены в себе по части собственной неотразимости, и именно поэтому всегда демонстративно пытаются ее к месту и не очень показывать. Поэтому самой большой, с этой точки зрения, ошибкой Дамблдора было в первую же встречу с Томом – в приюте – открыто и жестко показать, что он все про мальчика чует, и никакие маски не помогут тому спрятать свою недоработанную суть. Мальчик запомнил урок не просто на отлично, а впитал, похоже, прямо под кожу. Впоследствии, в Хогвартсе, он, как может, избегает Альбуса, и открыто признается в «Тайной Комнате» Поттеру, что Дамблдор всегда видел его насквозь. Показателен и момент, когда Том приходит в школу искать место преподавателя – Альбус отказывает ему довольно жестко, при этом снова (да как и каждый раз, собственно) тычет в нос, что все мотивы Риддла ясны и все наш всевидящий директор видит и понимает. Чем злит Солярия просто до нервной трясучки. Сцена драки в Министерстве Магии – и последующий диалог Тома с Дамблдором – вписывается в ту же схему. Если смотреть с точки зрения Риддла, то Альбус снова хвастается, что видит, как тот плохо играет, и как за версту от этого горе-актера фонит, какой же он на самом деле – вовсе не непобедимое Зло, а так, закомплексованный мальчик Том. Причем он еще перед Пожирателями это говорит, не просто так! Перед теми, в чьих глазах Риддл должен быть не просто непогрешим, а чуть ли не свят! Создается ощущение, что Альбус то ли непроходимо тупой, что маловероятно, то ли просто добивает противника в однажды обнаруженное слабое место. Неудивительно, что у Тома срывает башню каждый раз, когда при нем произносят «Дамблдор». Его реакция на заявление Гарри: «Это ты-то великий волшебник? Вот Альбус Дамблдор – это великий волшебник!» говорит сама за себя. В данном случае Поттер в очередной раз проявил просто чудеса удачливости и ткнул в самое нужное место, одной фразой выбив у противника из-под ног последние остатки почвы. После этой фразы маска сильного и спокойного человека слетает с Тома уже окончательно. Собственно говоря, из сложных переплетений взаимоотношений Тома с Гарри вовсе не следует, что на Поттере у Темного Лорда и впрямь какой-то особый пунктик. Единственное, чем Гарри похож на больную мозоль, так это своим шрамом и историей его образования. В контексте Юпитера Риддла можно смело предположить, что логичный вытекающий отсюда страх – это то, что приспешники начнут думать, будто Поттер Тому соперник. Отчасти из этого вполне могут и следовать все попытки Риддла не просто убить Гарри, а сделать это легко, изящно, демонстративно и чуть ли не под восторженным вниманием публики. По факту же – не так уж он особо и стремится его убить. Риддлу куда важнее лишний раз показать своим, что он может это сделать, чем реально взять и сделать, такое складывается ощущение. При этом – напомню – Козерог мнителен, а Козерог, живущий по Юпитеру, мнителен втройне. И не стоит думать, что формирование в рядах последователей нужной степени трепетания перед своим лидером есть для него какая-то мелочь. Фактически, это проявление одного из наиболее ярких его комплексов. При всей осознанности и проявленности в Риддле силы Плутона его нельзя назвать именно маньяком – хотя о целостности его души тут и впрямь говорить уже сложно. Не самый удивительный момент – и фанатичное желание Тома добиться бессмертия. Парня крепко переклинило на Солнечной жажде сделать то, чего не смог сделать никто, переплюнуть всех, и при этом потрафить родному любимому Плутону, выбрав сферой приложения сил именно его сферу проявления. Вопросы жизни и смерти – ключевые для всех Плутонианцев, и Том всего лишь Сатурниански последователен в реализации собственных планов. Надо убить – делов-то, убивает. Надо красть, обманывать, выпытывать – да пожалуйста. Все это для человека с таким сплавом Сатурна и Плутона – не проблема и не пунктик. Вот то, что на пути пришлось выстроить разветвленную организацию, которой впоследствии еще и единолично идеологически руководить – это да, тут некоторый затык. Но Том последователен и здесь – даже понимая, что вот тут уже действительно платит своей душой, он все равно не останавливается. К тому же, его, похоже, и впрямь потряхивает от мысли, что по земле бродит человек, посмеивающийся в бороду над всеми его потугами выглядеть самым-самым и переплевывать буквально всех. Более того – Дамблдор не просто в каждом диалоге с ходу сбрасывает со счетов Львиную маску Тома, глядя на суть, а не на форму, он при этом еще и имеет наглость старчески ухмыляться и сочувственно вздыхать, повторяя, что Риддл – хороший! Оскорбление большей степени по всем фронтам Лорду Волдеморту, судя по всему, нанести уже просто сложно. Мало того, что его Льва обзывают хреново играющим (раз сквозь образ все равно обращаются к сути), мало того, что ставят под сомнение великий путь его Плутона (говоря – ты, мальчик, запутался, иди сюда, я-то тебе покажу, где добро и правда), так Альбус еще и на сдержанность и взрослость Тома регулярно тестирует (и Сатурн-то в тебе, парень, какой-то сомнительно проработанный). Причем, случается, что и – при подчиненных. При Пожирателях Смерти, то есть. Старик здесь бьет настолько жестоко, доламывая Риддла по всем пунктам, что почти вызывает восхищение. Правда, все равно непонятно, за каким Мерлином ему понадобилось с этого и начинать. Бить ниже пояса там, где уже идет именно битва – да на войне все средства хороши, но Альбус, если приглядеться, впервые ударил туда задолго до того, как начались проблемы. То есть, вообще с первой встречи повел себя категорически неправильно. И – если обратить внимание – с Гарри подобной ошибки он уже не повторяет даже близко. Ни разу за все шесть книг Альбус не проехался по Солнечной гордости Поттера. Наоборот – несколько раз он даже искренне извиняется, а после смерти Сириуса позволяет громить свой кабинет, вопить и выражаться, как язык захотел. Будь на месте Поттера Том постприютских времен, складывается ощущение, что Дамблдор сдвинул бы брови и сказал – тут у нас, если что, правила, юноша, извольте не выпендриваться, вы младше и слабее меня, вы мне вообще «сэр» говорить обязаны. Напомню, он обращался с Солярием Томом именно так – и именно этого Том ему, похоже, так толком и не простил. И ни единой подобной нотки с Гарри у него уже не проскакивает. Наоборот – Альбус как только не поглаживает его по выпученному Солнечному эго, позволяя все, лишь бы не выкристаллизовался четкий Сатурн и не выбрал бы мальчик такой близкий ему путь Плутона. Возможно, глядя на Поттера, в чем-то Том и видит отражение себя – по большому счету, они ведь и есть отражение друг друга, куда более похожие, чем может показаться на первый взгляд. Все их расхождение – в идеологии, которую так или иначе сформировал в них обоих Альбус, в личностных акцентах, воспитанных им же, и в глубинной отверженности, которую Том в себе понимает и принимает, как данность, а Гарри еще только начинает пытаться разглядывать. Результат их глобальной стычки, честно говоря, непредсказуем. Оба настолько погрязли в собственных проблемах (Том – в Юпитере и Нептуне, Гарри – в Плутоне и Сатурне), что назвать кого-то из них более способной к выживанию личностью уже крайне проблематично.
|