Учебник. Меткую характеристику юридического мировоззрения дал французский персоналистЭ
Меткую характеристику юридического мировоззрения дал французский персоналист Э. Мунье (1905-1950): «В XVIII веке считалось, что единственной антитезой иррационалистическому обществу является разумное общество, основанное на согласии безличностно мыслящих умов и руководствующееся формальными юридическими установлениями. [...] Извращенное толкование этих несбывшихся иллюзий и опустошенность, какую испытывает современный человек, способствовали тому, что сегодня массы людей пребывают в пучине иррационализма: "мистика" фашизма, абсурдизм, психоанализ, эзотеризм и т. п. Этот распад, или коллективный невроз, разумеется, не преодолеть на пути возврата к рационалистическим иллюзиям. И тем более не преодолеть его, подрывая уважение к рационалистическому мышлению. Мышление существует только в субъекте, и только благодаря ему оно приходит в мир. Между тем, если мышление не обладает коммуникативной способностью или если оно в той или иной мере безличностно, оно вовсе не мышление, а бред. Наука и объективное размышление являются необходимыми опорами интерсубъективности. И посредником здесь выступает право. Оно сдерживает биологический эгоизм, гарантирует каждому человеку его существование в джунглях инстинктов, обеспечивает минимальные порядок и безопасность и тем самым закладывает основы личностного универсума... Надо осознать неустранимую необходимость этого посредничества и в то же время его недостаточность в обеспечении подлинно личностного сообщества (выделено нами. — Авт.)»^0 Правовой нигилизм (лат. nihil — ничто) является крайностью иного рода. Правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права как явления, имеющего позитивную социальную ценность. Он опирается на определенное правопонимание, при котором право ассоциируется с насилием, государственным принуждением, произволом власти. Право в данном случае предстает отрицательной ценностью, и поэтому его теоретическое и практическое неприятие объявляется естественным и нравственно необходимым (позиция Л. Н. Толстого). То, что реальное, исторически действующее право может давать поводы к такого рода выводам, достаточно очевидно. Но также достаточно очевидно, что распространять вывод о конкретно-исторической форме права как о воплощении зла на все право в целом совершенно неверно. Лучшее лекарство от такого теоретизированного нигилизма — постараться взглянуть на право непредвзято и убедиться в том, что право таково, каким его видит общество и каким оно его создает. Особый интерес представляет проблема правового нигилизма применительно к российской правовой культуре. Российская правовая ' Мунье Э. Персонализм //Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999. С. 484.
|