Глава VI. Правосознание. Характерными выражениями правовой ментальности конкретного общества являютсяюридическое мировоззрение
Характерными выражениями правовой ментальности конкретного общества являются юридическое мировоззрение, или правовой идеализм, и правовой нигилизм. Юридическое мировоззрение есть такое представление о праве, согласно которому право понимается и переживается как высшая ценность, подчиняющая себе все другие ценности. Право при этом воспринимается как фетиш, как некое чудодейственное средство, способное изменить мир, сделать общество и государство совершенными, а людей — счастливыми. Юридическое мировоззрение сформировалось в рамках классического типа научной рациональности и является выражением классического правового рационализма. Основы подобного мифологического правовоззрения были заложены в XVI-XVII вв. и связаны в первую очередь с юснатурализмом. Успехи естественных наук создавали иллюзию, что не только мир природы, но и мир социальный можно рационально познать и рационально же обустроить. Достаточно написать разумные законы, чтобы устранить все общественные противоречия и создать совершенный политический строй. Наиболее ярко это представление о праве было отражено в идеологии французского Просвещения XVIII в. («Законы могут все», — утверждал, например, представитель французской просветительской мысли Гельвеций), но в той или иной степени им проникнуты все буржуазные общества, относящиеся к западной культуре.8 Право в них заняло место Бога и получило этому теоретическое оправдание в протестантской философии, в частности в трудах И. Канта, который право человека назвал самым святым, что есть у Бога на земле. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Н. И. Матузова, который предостерегает от того, чтобы возлагать на право чрезмерные и несбыточные надежды. Право действительно не всесильно. «Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право. Поэтому его нельзя возводить в абсолют».9 8 Ф. Энгельс не без оснований называл юридическое мировоззрение «"классическим мировоззрением буржуазии", которое приходит на смену теологическому мировоззрению средних веков». 9 Матузов Н. И., Малько А, В. Теория государства и права: Курс лекций. М., 1997. С. 611.
|