действительность дает достаточно поводов, чтобы увидеть в ней подчас и неуважение к закону, и пренебрежительное отношение к праву. Но, строго говоря, это свидетельствует не столько о правовом нигилизме (отрицании ценностного значения права), сколько о своеобразном «инструментальном» подходе к праву, т. е. о понимании его как ценности относительной, как одного из многих средств для достижения каких-либо утилитарных целей, выше которых всегда находится идеал нравственного блага— «правды». Поэтому, хотя российское общественное правосознание существенно отличается от западного, характеризовать его как исключительно нигилистическое неверно. Это была бы оценка с позиций другой правовой культуры, но каждая культура нуждается в собственных критериях оценки. Для обозначения характерного для российской правовой культуры «инструментального» подхода к праву можно использовать термин «правовой скептицизм».
Правовая праксеология представляет собойволевой аспект правосознания, неразрывно связанный с интеллектуальным и эмоциональным.Правовая праксеология есть совокупность представлений о том, во-первых,каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе (правовая политика); во-вторых, как нужно вести себя в той или иной правовой ситуации(правовая установка).
Правовая политика (политика права) — это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть различной: реформистской, консервативной, радикальной (революционной). Она может быть либеральной и авторитарной, национально ориентированной и космополитичной и т. д. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется (какова идеология, такова и политика). Основное требование, предъявляемое к правовой политике, состоит в том, что она должна определяться не случайными, частными интересами и модными идеологиями, а живой интуицией творческого совершенствования социальной жизни при помощи права. Способствовать созиданию человеческого духа — вот высшее предназначение одухотворенной правовой политики. Поэтому она не может быть камерной, приватной,