Глава VI. Правосознание. группы) иэтнической. Групповая правовая установка также может быть каккоммуникативно-правовой (например
группы) и этнической. Групповая правовая установка также может быть как коммуникативно-правовой (например, правовая установка судейского корпуса), так и антикоммуникативной (например, правовая установка преступного сообщества). Этническая правовая установка отражает специфику правового менталитета конкретного этноса и находит свое выражение в стереотипах этнического правового поведения. Субъектами (носителями) правосознания могут выступать как отдельные индивиды, так и различные социальные группы, вплоть до социума в целом. В соответствии с этим различают такие виды правосознания, как индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное правосознание характеризует правосознание каждой отдельной личности. Чаще всего оно несет в себе родовые черты общественного правосознания, но может и существенным образом отличаться от него (правосознание Сократа и правосознание афинского общества). Проблема формирования нормального, здорового правосознания личности является насущной необходимостью для нашего общества. Групповое правосознание образуют представления, оценки и установки тех или иных социальных групп, слоев, классов общества. Такое правосознание наряду с элементами общественного правосознания включает в себя и специфические элементы, определяемые особенностями социального статуса соответствующей общественной группы. Например, правосознание юристов, как правило, существенно отличается от правосознания криминальных сообществ. Общественное правосознание характеризует правосознание общества в целом, и именно в нем «живет» право. Оно отличается стабильностью, формируется в течение длительного времени и имеет сложную структуру. Наиболее консервативными элементами в общественном правосознании являются правовая идеология и правовая психология. Они отражают объективные условия жизни общества и постоянно воспроизводятся как на сознательном уровне, так и на бессознательном. При этом в одном и том же обществе может одновременно существовать несколько правовых идеологий, но носить не групповой, а общественный характер будет только та идеология, которая отражает онтологические — социокультурные и этнические — условия правовой жизни конкретного социума и получает
|