Глава VI. Правосознание
правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, наций, общества в целом, то такие взгляды являются выражением социо-центристского, или коллективистского, типа правовой идеологии. Названные типы правовых идеологий встречаются не только в «чистом» виде. Нередко они включают в себя элементы друг друга, образуя довольно противоречивые сочетания. В рамках существующих типов правовой идеологии можно выделить различные их виды. В антропоцентристском типе правовой идеологии выделяются либеральный и волюнтаристский виды, известные еще со времен античности. Закон как договор между людьми, направленный на защиту личных прав, — такова, если верить Аристотелю, позиция софиста Ликофрона, выражающая либеральную правовую идеологию. Эта идеология на Западе переживает свой расцвет начиная с XVII в. и в настоящее время является там доминирующей. Либерализм исходит из основополагающей ценности индивидуальной свободы, понимая ее как свободу от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека. В то же время многие либералы, признавая недостаточность такой «негативной» свободы, вынуждены говорить и о необходимости свободы в «позитивном» смысле, которая бы подчиняла действия субъектов общесоциальным ограничениям. Как правило, отвергая религию в качестве предрассудка, либерализм опирается на рационалистическую 4)илософию естественного права и общественного договора, соответственно признавая свободным лишь человека, который живет согласно требованиям собственного разума. Основоположником классического либерализма является английский мыслитель Д. Локк (1632-1704). Волюнтаристский вариант правовой идеологии нашел свое отражение, например, в учении софиста Фрасимаха, который полагал, что право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу: демократия устанавливает демократические законы, тирания — тиранические. «...Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она — сила, вот и выходит... что справедливость — везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего».12 Воля 12 Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3, ч. 1. М, 1971. С. 107.
|