культуры» и рассматривал созидание такой культуры в качестве «высшей и единственной своей задачи». Только «истинный национализм» является «безусловным положительным принципом поведения народа», не позволяющим ему «навязывать самобытную национальную культуру другим народам или раболепно подражать другому народу».
Наряду с «истинным национализмом» Н. С. Трубецкой выделяет три вида «ложного национализма», для которого совершенно не важна «самобытность национальной культуры». Первый вид «ложного национализма» стремится лишь к тому, чтобы народ во что бы то ни стало получил государственную самостоятельность, чтобы он был признан «большими» народами, «великими» державами как полноправный член «семьи государственных народов» и во всем походил именно на эти «большие народы». В таком национализме, полагал Н. С. Трубецкой, национальное самопознание никакой роли не играет, ибо его сторонники вовсе не желают быть «самими собой», а, наоборот, хотят быть именно «как другие» — просвещенные западноевропейские народы. По его мнению, стремление к государственной самостоятельности правомерно лишь в том случае, когда оно появляется во имя самобытной национальной культуры, ибо государственная самостоятельность как самоцель бессмысленна. «...Националисты рассматриваемого типа для того, чтобы их народ был вполне похож на "настоящих европейцев", стараются навязать своему народу не только часто совершенно чуждые ему по духу формы романо-германского государства, права и хозяйственной жизни, но и романо-германские идеологии, искусство и материальный быт. Европеизация, стремление к точному воспроизведению во всех областях жизни общегермано-романского шаблона, в конце концов приводит к полной утрате всякой национальной самобытности, и у народа, руководимого такими националистами, очень скоро остается самобытным только пресловутый "родной язык"». В основе такого вида «ложного национализма», по мнению Н. С. Трубецкого, «лежит не самопознание, а мелкое тщеславие, являющееся антиподом истинного самопознания».
Вторым видом «ложного национализма» является шовинизм,представители которого стремятся распространить язык и культуру своего народа на возможно большее число иноплеменников, искоренив в них какую-либо национальную самобытность.