Учебник. Наконец,третьим видом «ложного национализма», считал Н
Наконец, третьим видом «ложного национализма», считал Н. С. Трубецкой, следует признать тот вид культурного консерватизма, который искусственно отождествляет национальную самобытность с какими-нибудь уже созданными в прошлом культурными ценностями или формами быта и не допускает изменения их даже тогда, когда они явно перестали воплощать в себе особенности национальной психологии. Все три вида «ложного национализма», полагает Н. С. Трубецкой, приводят к гибельным для национальной культуры практическим последствиям: «первый вид приводит к национальному обезличению, к денационализации культуры; второй — к утрате чистоты расы носителей данной культуры, третий — к застою, предвестнику смерти». По мнению мыслителя, «истинного национализма» в послепет-ровской России еще не было: «Большинство образованных русских совершенно не желали быть "самими собой", а хотели быть "настоящими европейцами", и за то, что Россия, несмотря на все свое желание, все-таки никак не могла стать настоящим европейским государством, многие из нас презирали свою "отсталую" родину, Истинный национализм... был в России уделом лишь единичных личностей. Как общественное течение он еще не существовал. В будущем его предстоит создать...».'4 Крайней формой национализма является расизм, в рамках которого утверждается, что все развитие культуры обусловливается прежде всего расой, объединяющей людей по признаку крови, и поэтому главнейшей задачей государства и права, их высшей ценностью является сохранение и улучшение расы. Пример идеологии расизма можно найти у немецкого мыслителя прошлого века Л. Вольтмана, который, в частности, утверждал: «Расовое чувство есть политически-действующая сила. Расовая гордость внушает силу и мужество сопротивляться чужим и врагам и подчинять их себе. Отсюда ведут свое происхождение право и торжество победителя над побежденными... Где сталкивались разные расы — и путем превосходства военной силы и организаторской способности они образовали государственное общение — там воинственная и победоносная раса всегда пыталась прочно сохранить естественное чувство расовой гордости — выражением которой и являлась аристократия — и путем учреждения привилегий в общественной и половой жизни защитить себя против подчиненного народа. 14 Tpy6eifKou Н. С. Об истинном и ложном национализме // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 120-125.
|