Учебник. (соответственно и сила) здесь выступала в качестве доминирующего ценностного признака права, а все остальные — игнорировались
(соответственно и сила) здесь выступала в качестве доминирующего ценностного признака права, а все остальные — игнорировались. Схожих позиций придерживались софисты Пол Агригентский и Калликл. Естественное право, по мнению последнего, состоит в том, что сильный повелевает слабым, а лучший стоит выше худшего. Уже на исходе XIX в. огромный вклад в развитие волюнтаристской правовой идеологии был сделан немецким мыслителем Ф. Ницше (1844-1900). Он, в частности, полагал, что мир представляет собой огромную арену, на которой постоянно идет борьба за власть. Воля к власти предстает в его учении как движущая сила социального развития, целью которого является создание совершеннейших человеческих экземпляров, своеобразной аристократической касты — касты господ, касты победителей, возникающей в результате естественно-исторического отбора. Главными врагами выступают для Ф. Ницше эгалитаризм (всеобщее равенство) и демократия, а необходимым средством для осуществления аристократического отбора — война (в духовном и собственно военном смыслах). В связи с этим одним из основных человеческих качеств, которые, согласно Ф. Ницше, необходимо культивировать, является «порода». «Порода» выражается в искусстве повелевать и в «искусстве гордого повиновения». По мнению Ф. Ницше, для современной ему европейской культуры, утратившей преемственность, традиционность правового развития, необходимо именно «произвольное право»: «...где, как у нас, право уже не есть традиция, там оно может быть лишь приказано и вынуждено; у всех нас уже нет традиционного правового чувства, поэтому мы должны помириться с произвольными правами, которые суть выражения необходимости сугцествования права вообще».13 Теоцентрический тип правовой идеологии представлен прежде всего консерватизмом. Консерватизм как особый тип идеологии начал формироваться в конце XVIII в. как реакция на Французскую революцию и лежащую в ее основе идеологию либерализма. Распространенное в западной политической мысли представление о консерватизме как простом мироощущении, основанном на уважительном отношении к коллективной мудрости прежних поколений, обедняет проблематику консерватизма. Представляется, что при исследовании 13 Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М, 1990. С. 439.
|