преобразования и переключения энергии аффективных влечений (либидо) на цели социальной деятельности и культурного творчества.
Своеобразным комплексным образованием, включающим в свой состав и правовую идеологию, и правовую психологию, является правовая ментальность (менталитет). Ментальность как таковая характеризуется особенностями психического склада и мировоззрения людей, входящих в ту или иную этническую целостность.
Согласно концепции этногенеза русского историка и этнографа Л. Н. Гумилева (1912-1992), ментальность формируется в ходе этногенеза — процесса возникновения и развития этноса, происходящего в том числе под влиянием этнических контактов. Ментальность является существенной частью этнической традиции и представляет собой иерархию идей, воззрений, представлений о мире, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли, характерных для определенной этнической культуры. Специфика ментальности наиболее ярко выступает на уровне суперэтнической целостности — системы, состоящей из нескольких этносов. «...В суперэтносе, где наблюдается разнообразие стереотипов поведения, ментальность является основным консолидирующим фактором. Так, чрезвычайно пестрый византийский суперэтнос объединяло православие (не только как религия, но и как ментальность), — так же, как и возникший значительно позднее Российский суперэтнос. Запад, именовавшийся некогда "христианский мир", теперь объединен "цивилизацией" и "прогрессом", что соответствует психическому облику современного западного человека...».7 Поскольку структуру этноса образуют субэтносы, то в рамках целостной этнической ментальности, по мнению Л. Н. Гумилева, можно выделить различные субэтнические мен-талитеты. Например, в России XIX в. такими субэтносами, а следовательно, носителями различной субэтнической ментальности были дворяне, разночинные интеллигенты, старообрядцы, православное духовенство.