Учебник. отказаться от самого понятия правосознания, заменив его понятием правового чувства
отказаться от самого понятия правосознания, заменив его понятием правового чувства. Он писал: «Правосознание, правовое убеждение суть абстракции науки, которые народу неизвестны: сила права... как и сила любви, основывается на чувстве».2 Проблематике правового чувства был посвящен симпозиум, проходивший в 1983 г. в Центре междисциплинарных исследований при Билефельдском университете (ФРГ). Швейцарский ученый X. Мейер, анализируя состоявшуюся дискуссию, пришел к следующим примечательным выводам (в изложении В. А. Четвер-нина). С одной стороны, полагает ученый, к законам, судебным решениям, правовой доктрине предъявляется требование рациональности. С другой стороны, известно, что человек ведет себя, подчиняясь не только разуму, но и эмоциям. Бытие, в том числе и бытие права, нельзя сводить исключительно к рациональному. Сознанию удается улавливать лишь отдельные фрагменты бытия. Мышление и поведение управляются также и эмоциональными, иррациональными началами человеческой природы. Эмоциональные аспекты социально-правовой реальности охватываются категорией правового чувства, с помощью которой характеризуется иррациональное в отношениях человека и права. Как полагает X. Мейер, односторонность рационально-логического восприятия и объяснения бытия права очевидна, что закономерно обусловливает возрождение интереса к правовому чувству. Подчеркивая, что нет необходимости в теоретическом анализе феномена правового чувства как особой психической способности человека, X. Мейер полагает, что в целях решения конкретных юридических проблем гораздо важнее исследовать реально существующее многообразие иррациональных правовых явлений: иррациональные стремления людей к справедливости; интуитивные элементы восприятия и переработки правовой информации; эмоциональная мотивация правового поведения; иррациональные источники лояльного или критического отношения индивида к государству и позитивному праву. Модификацией правового чувства является правовая совесть. Согласно определению современного правоведа Р. С. Байниязова, правовая совесть — это «интуитивное понимание и стремление к справедливому жизненному, нравственному праву». Чувство совести в праве, полагает ученый, есть постоянная устремленность субъекта на достижение соответствия объективного права требованиям «идеального», нравственно обоснованного права, как в сфере законотворчества, так и в сфере юридической практики. Недостаток правовой совести, по мнению современного правоведа Р. С. Байниязова, характерен для правового менталитета Запада. «Для западной юридической психологии характерен больший акцент на формально-юридических, политических, а не на духовных факторах (религия, нравственность и др.). Эту закономерность не смогла преодолеть даже великая Реформация с ее религиозно-этической 2 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1907. С. 51.
|