Глава VI. Правосознание. в данном контексте независимости права от человеческого сознания
в данном контексте независимости права от человеческого сознания. «Объективность» право приобретает в общественном сознании. В этом смысле «объективное» в праве существует как «интерсубъективное». Приведем следующий феноменологический комментарий к понятию «интерсубъективность». позволяющий соотнести его с понятием «коммуникация». <<Интер — это между, т. е. это указание на пространство, которое существует между мной и Другим, на пространство мира. Субъективность же указывает на меня или на Я. Межсубъективность — исходная ситуация моего существования: в ней выражено то, что мир... представляет собой не кусок гранита (абсолютного самодостаточного бытия), а прежде всего пространство между мной и Другим, которое возможно только потому, что Я существую, но не в одиночестве, а рядом с Другими, и второе, что Я и Другие — это не одно и то же. Тут может возникнуть иллюзия, что, как в картинке, которую рисовал... марксизм-ленинизм, сначала существует объективный мир, а затем Я, что мое субъективное Я производно от социального или социальности. Развеять эту иллюзию можно поступательно: 1. Сначала действительно существует мир, ведь я в него заброшен, просто рождаюсь, не желая того, получаю имя, на которое не даю согласие, и т. д. Именно в этом смысле интер стоит на первом месте. 2. Но это не значит, что мир существует исключительно и только объективно, т. е. независимо от меня. Дело в том, что, как только я начинаю сознавать себя, т. е. как только рождается моя субъективность, я мыслю и себя, и мир изнутри этого мира. То есть я не могу занять позицию вне мира... Мое существование, или бытие в мире не позволяет мне быть ни абсолютным господином мира, ни его рабом: я влияю на мир (на Других), за что должен нести ответственность, он (Другие) влияет на меня, на что я не могу не реагировать. В этом моя субъективность: быть и понимать это свое бытие из мира и внутри мира. Иными словами, только начиная понимать эту ситуацию заброшенности в мир и необходимость реагировать на эту ситуацию, возникаю Я, только так рождается самосознание — как необходимость отличения себя от Других не только для сосуществования с ними, но и для существования вопреки им».' Исходя из этого можно считать обоснованным вывод о том, что право, формируясь как интерсубъективное социальное явление, как правовая коммуникация, представляет собой: 1) объективированную идею, смысл которой воплощается во внешних знаковых формах, в том числе материальных — в текстуальных источниках права; 2) определенную сферу социального правосознания, в которой правовая идея как передаваемый текст сообщения вторично интерпретируется в соответствии со своим социокультурным смыслом и значением ' Шпарага О. Н. Феноменология в методическом действии // Топос. 2000. №3. С. 30-31.
|