Учебник. и существует объективно,независимо от человеческогосознания?Подобные попытки «оторвать» право отсоциального сознания также обречены на неуспехи существует объективно, независимо от человеческого сознания? Подобные попытки «оторвать» право от социального сознания также обречены на неуспех, Ведь сделать вывод о том, с чем мы имеем дело — с правом или не с правом, невозможно без анализа смысла тех текстов, которые претендуют на статус источников права. Это не удастся сделать из анализа нормативного смысла закона, если рассматривать этот смысл независимо от его ценностного и функционального значения в контексте единого организма культуры конкретного общества, т. е. вне его психосоциокультурной интерпретации сознанием социальных субъектов. Например, анализ логико-нормативного смысла трех разных текстов, в которых зафиксированы некие правила поведения, предусматривающие государственную санкцию за их нарушения, еще не позволяет сделать вывод о том, с чем мы имеем дело — с источником правовых норм или нет. Только рассмотрев эти правила в определенном психосоцио-культурном контексте, можно сказать, что одним текстуальным правилам уже не соответствуют никакие правые нормы, потому что прошли десятки веков с того момента, как они потеряли возможность быть действующими, определяющими сознательное поведение людей (например, статьи преторского права Древнего Рима); другие текстуальные правила так и не стали правыми нормами, поскольку закон не получил юридической силы, не стал социально-побудительным фактом, воздействующим на человеческое сознание, и никакие нормы поведения на его основе не образовались; а третьи правила, хотя и были официально признаны в качестве имеющих юридическую силу, не получили силы социальной, т. е. никогда и никем сознательно не использовались и не применялись, оставаясь лишь записью на бумаге, и, следовательно, также не стали источниками права. Итак, нормы права как явления нематериальные не могут быть непосредственно усмотрены вне сознания человека — ни в мире идеального бытия в виде некоей идеи, ни в мире физического бытия в качестве материальной вещи так же, как не могут быть там обнаружены субъективные права и правовые обязанности. Какова же связь права с человеческим сознанием? В рамках постнеклассической науки право можно рассматривать как интерсубъективный феномен, имеющий и субъективную, и объективную стороны. При этом «объективное» не означает
|