и существует объективно, независимо от человеческого сознания? Подобные попытки «оторвать» право от социального сознания также обречены на неуспех, Ведь сделать вывод о том, с чем мы имеем дело — с правом или не с правом, невозможно без анализа смысла тех текстов, которые претендуют на статус источников права. Это не удастся сделать из анализа нормативного смысла закона, если рассматривать этот смысл независимо от его ценностного и функционального значения в контексте единого организма культуры конкретного общества, т. е. вне его психосоциокультурной интерпретации сознанием социальных субъектов. Например, анализ логико-нормативного смысла трех разных текстов, в которых зафиксированы некие правила поведения, предусматривающие государственную санкцию за их нарушения, еще не позволяет сделать вывод о том, с чем мы имеем дело — с источником правовых норм или нет. Только рассмотрев эти правила в определенном психосоцио-культурном контексте, можно сказать, что одним текстуальным правилам уже не соответствуют никакие правые нормы, потому что прошли десятки веков с того момента, как они потеряли возможность быть действующими, определяющими сознательное поведение людей (например, статьи преторского права Древнего Рима); другие текстуальные правила так и не стали правыми нормами, поскольку закон не получил юридической силы, не стал социально-побудительным фактом, воздействующим на человеческое сознание, и никакие нормы поведения на его основе не образовались; а третьи правила, хотя и были официально признаны в качестве имеющих юридическую силу, не получили силы социальной, т. е. никогда и никем сознательно не использовались и не применялись, оставаясь лишь записью на бумаге, и, следовательно, также не стали источниками права.
Итак, нормы права как явления нематериальные не могут быть непосредственно усмотрены вне сознания человека — ни в мире идеального бытия в виде некоей идеи, ни в мире физического бытия в качестве материальной вещи так же, как не могут быть там обнаружены субъективные права и правовые обязанности. Какова же связь права с человеческим сознанием?
В рамках постнеклассической науки право можно рассматривать как интерсубъективный феномен, имеющий и субъективную, и объективную стороны. При этом «объективное» не означает