ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник и находит свое отражение как в правовых нормах, так и в реальном сознательном взаимообусловленном поведении субъектов осуществляемом в форме прав и обязанностей. Право в этом смысле не столько субъективно, сколько субъектно (интерсубъектно) и не существует как внесубъектная реальность. Таким образом, право как явление коммуникативное неразрывно связано с человеческим сознанием и представляет собой сложный интеллектуально-психический и социокультурный феномен — психосоциокультурную целостность. Это означает, что как сложное интегральное (целостное) явление право невозможно локализовать в какой-либо одной точке его бытия, будь это текст закона, правовая норма, правовое отношение, правовое сознание, правовая ценность и т. д. Право включает в себя как идеальные аспекты (правовое сознание), так и материальные (текстуальность и актуальность права, выражаемая в поведении). Правосознание есть особая разновидность, особая форма социального сознания. В рамках господствовавшей в советской России диалектико-материалистической философии под сознанием как таковым понимали человеческую способность идеального воспроизведения действительности в чувственных и мыслительных образах. В таком случае сознание предстает как субъективный образ объективного мира, который получается путем отображения объективной действительности в виде представлений, мыслей, переживаний, идей и других духовных феноменов, из которых и состоит содержание сознания. Теория отражения основывается на классическом противопоставлении субъекта и объекта познания, а само познание понимается как копирование объекта, более или менее совпадающее с оригиналом, но никогда — в полной мере. Для того чтобы установить степень соответствия, точности субъективной копии объекта самому объекту, необходимо иметь в одной руке объект, в другой — его субъективный образ и посмотреть на них со стороны, что, очевидно, не представляется возможным. Иначе проблема сознания трактуется в неклассической и пост-неклассической науке. С точки зрения феноменологической философии и феноменологической социологии сознание в силу своей направленности на объект (интенциональности) не есть замкнутая в себе субъективность, противостоящая объективности окружающего
|