правосознанием субъекта в «нерасчлененном» виде, как правовой жизненный мир, мир правовой повседневности, который периодически «взрывается» правовыми конфликтами. Поэтому на практике элементы структуры правосознания как бы сращены и в «чистом» виде могут быть выделены только в результате научного анализа.
Элементом структуры правосознания является правовая онтология. Правовая онтология представляет собой познание и знание того, 1) что есть право вообще, т. е. каковы его всеобщие признаки и свойства; 2) что есть право в конкретном обществе, т. е. какие возможности оно предоставляет субъектам и что оно от них требует.
Наиболее общие знания о праве как таковом (о праве в его эйдосе, сущности) называются теоретической правовой онтологией (теоретико-рациональный уровень правосознания). А знание того, что предписывается субъектам данного общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо себя вести в той или иной правовой ситуации, называется практической правовой онтологией (эмпирико-рациональный уровень правосознания). Практическая правовая онтология является наиболее институционали-зированной частью правосознания, как общественного, так и индивидуального. Как институционализированная часть общественного правосознания практическая правовая онтология представляет собой результат нормативной социальной интерпретации различных правовых текстов (законов, подзаконных актов, обычаев, договоров и т. д.). Как часть индивидуального правосознания практическая правовая онтология выражается в осознании себя в качестве носителя социально признанных прав и обязанностей, которые определяют поведение по отношению к другим субъектам.
Правосознание включает в себя не только рациональное знание о правовой действительности, но и иррациональное, эмоциональное, ценностное отношение к праву, складывающееся в том или другом обществе, которое лишь частично рационализируется сознанием индивида. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие права и составляет содержание правовой аксиологии. При этом необходимо различать рациональное знание правовых ценностей, которое относится к теоретической правовой онтологии, и интеллектуально-эмоциональное переживание правовых ценностей, составляющее содержание правовой аксиологии, так как знать, что такое правовые