мира, точно так же, как и объективный мир не есть «вещь в себе», противостоящая субъективности сознания. Сознание есть всегда сознание о мире, а мир есть всегда «мир субъекта», как субъект представляет его в сознании. Следовательно, сознание представляет собой субъект-объектное явление, неразрывно связанное с социальной коммуникацией. Сознание не отражает объективную действительность, а существует в рамках интерсубъективной действительности,составляя ее часть. Объект в этом смысле включен в сознание субъекта и познание объекта означает познание собственных актов обращенного к миру сознания.
Но каким бы образом ни трактовать сознание, в нем всегда можно выделить три аспекта: 1) когнитивный (интеллектуальный, рациональный); 2) ценностный, в котором проявляется избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом ценности — философские, религиозные, политические, нравственные, а также правовые; 3) практический (волевой).
Следовательно, под правосознанием можно понимать интеллектуальное, а также эмоционально-ценностное восприятие информации о правовой действительности, определяющее правовое поведение субъектов. Совокупность наиболее характерных, типичных ментальных образов (текстов) правовой действительности образует систему общественного правосознания, или систему правосознания общества.