В отличие от других видов, таких, как крокодилы, которые совершенно не изменились за 200 млн. лет, собаки в рекордные сроки адаптировались ко всем климатическим условиям, цивилизациям и географическим зонам, существующим в настоящее время. Все 400 современных пород (начиная от сибирской лайки до голой мексиканской собаки, от пекинеса до немецкого дога, включая боксера или таксу) принадлежат к одному виду Canis familiaris и, как ни странно, лишь подчеркивают независимые друг от друга морфологические изменения головы, конечностей и позвоночника за время эволюции собак.
Такому разнообразию также положила начало оседлость человека, перешедшего в неолите от стадии потребителя к стадии производителя. В этот период собака была, без сомнения, средних размеров и походила на «торфяного шпица», описанного Фон ден Дришем в Англии, близкого к современному шпицу.
Штудер разделил домашних собак на две группы - южных и северных. Прототипом южных являются динго, парии и борзые. Северные заключают основную массу пород собак, особенно собак Европы.
В основном деление Штудера поддержал Штребель, принявший деление собак тоже на две группы - палеарктических (Европа, Северная, Центральная и Восточная Азия) и южных (Южная Азия, Зондские острова, Австралия, Африка). При этом он допускал возможность происхождения домашних собак от волков и, "может быть", от шакалов.
До тех пор, пока не будут ясны картины жизни верхнепалеолитических и мезолитических народов Юго-Восточной Азии, решить вопрос о происхождении древнейших собак этих краев невозможно.
Динго и парии.
Динго попали в Австралию с человеком и там одичали. Против этого мнения имеется только факт нахождения их костных останков в плиоценовых отложениях Австралии. Но на это тоже есть ответ. Динго делает норы и живет в них, а поэтому его кости, найденные в относительно глубоких слоях земли Австралии, - вторичны. Гораздо более фантастично допущение, что динго - это единственное для Австралии дикое, "истинное", среди всей фауны сумчатых, млекопитающее.
Кроме того, динго не одинок. На крупных островах, ближайших к Австралии, в частности на Таити, на Новой Зеландии, по свидетельству Кука, имелись, теперь уже исчезнувшие, свои полудомашние собаки.
По свидетельству Кольбругге, на Яве была похожая на динго, тоже теперь вымершая, дикая тенгеранская собака (Canis tenggerana Kohlbrugge). Она имела красно-коричневый окрас с черными полосами. Существование подобной дикой собаки заставляло исследователей считать и динго за дикую форму.
В настоящее время всюду встречаются ввезенные европейские породы собак, а местные вымерли или поглотились ввезенными. Исконные австралийцы содержали динго в полудомашнем состоянии. Путешественники, знающие динго на его родине, считали его одомашненным волком и описывали его диким и злым.
Изучавшиеся черепа динго напоминали, по общему впечатлению, черепа эрдельтерьеров, а по стройности были более близки к шакалам, чем к волкам. Некоторые из имевшихся в черепов динго были очень схожими с черепом волчьего шакала. Сагиттальные гребни выражены довольно слабо, но затылочный бугор выдается резко. В теменной области черепная коробка выпуклая и боковые стенки к основанию черепа идут почти отвесно. Височное сужение не резкое, шире глазничного. Лоб невысокий, но с глубокой продольной бороздой. Надглазничные отростки слегка наклонные, с выемками. Протуберанцы сходятся в области шва. Боковые стенки морды спадают отвесно. Перегиб в профиль выражен слабо. Основная длина черепа колебалась от 165 до 178 мм, а в среднем составляла 171 мм. Массивность зубов, в частности плотоядного, имеет промежуточный характер между шакалом и волком. Длина плотоядного зуба равняется двум задним. Среди черепов динго имеются экземпляры с большими и меньшими следами одомашнения.
Некоторые авторы, такие как Штудер, Штребель, Антониус, большое место в вопросах происхождения домашних собак уделяли собакам-париям. Это бесхозяйные собаки, массами обитавшие во многих южноазиатских городах и в Египте с древних времен. Признание древности их существования дает право искать среди них собак, напоминающих первичных домашних. И в этом смысле через них стремятся перекинуть мост к диким собакам типа динго. По Штудеру, парии были распространены на юг от Гималаев - по Индии, Зондским островам. Эти места действительно могут сохранять корни собак южного происхождения.
Парии они не всюду однообразны. Среди них можно было видеть разные типы, в разной степени приближающиеся к современным породам. Были гончеобразные, борзообразные, овчаркообразные и другие типы. Среди них попадались похожие на волков, на гончих, на овчарок и на другие породы.
Существовавшие в Египте и в Юго-Восточной Азии собаки имели все же некоторое сходство. Между тем родичи тех и других, скорее всего, были различными. В Африке местные шакало-волки, в Южной Азии потомки индийского волка и каких-то исчезнувших групп типа тенгеранской собаки и динго. 10000 - 12000 лет тому назад, когда в Юго-Восточной Азии шел процесс одомашнения собак, наряду с индийским волком существовали переходные формы шакало-волков, приближающиеся к динго. Они, вероятно, во многом напоминали северо-африканских, чем и объясняется некоторое сходство собак-париев столь отдаленных районов.
Таким образом, приходим к выводу, что южные (по Штребелю) группы собак (собаки Южной Азии, Зондских островов, Австралии и Африки) произошли от форм, переходных между волками и шакалами. Что же касается северных групп (собак большей части Европы, Северной, Центральной и Восточной Азии), то родоначальниками их были типичные северные волки.
Древние собаки Египта и Месопотамии.
Возникновение домашних собак в Северной Африке представляется довольно ясным. Здесь для одомашнения имелся большой и разнообразный материал среди группы "северных шакалов", близко стоявших к настоящим волкам. Можно также предположить, что в далекие времена палеолита и мезолита в разных местах Северной Африки, а вероятно, еще и в благодатной Сахаре имелось большее разнообразие диких собак, из которых можно было создавать одомашненные формы.
Разнообразием исходных форм, видов с подвидами можно объяснить поразительное количество пород домашних собак в Египте, начиная с Древнего Царства, а может быть, и раньше, пород оригинальных, являющихся частью прототипами европейских.
В Египте, судя по сохранившимся рисункам, были изящные борзые, более грузные гончие, шпицеобразные, таксы, а вероятно, и такие породы, о которых мы пока и не знаем.
Создание пород в далекие времена Древнего Царства, без зоотехнических и биологических наук, заставляет нас, с одной стороны, допустить длительность эпохи их формирования, а с другой - видеть любовь и выдающиеся способности народа, которые в области селекции животных проявились прежде всего на собаках. Разнообразие материала для породобразования было, вероятно, достигнуто путем естественной подвидовой гибридизации. Насколько в то время было развито искусство приручения, говорят достижения в деле приручения гепардов, гиеновых собак, шакалов. Известно, что шакалы считались животными, посвященными богу Анубису, которого изображали с головой шакала.
Ни коренные жители Месопотамии, ни пришельцы - шумероаккадцы не имели известного благодарного дикого материала, каким обладали предки египтян. К Месопотамии близки лишь сирийские волки, золотистые шакалы, только и могущие представлять собою материал для одомашнения.