Правило квадрата
При ходе белых король входит в квадрат белой пешки g5 путем 1. Крс6 (квадрат определяется полями g5-g1-c1-c5), догоняет пешку, и партия заканчивается вничью. Если в позиции на диаграмме ход черных, то после 1... g5-g4 проходная пешка входит в новый квадрат (g4-g1-d1-d4), король с поля b6 достичь этого квадрата за один ход не может, поэтому пешка неудержима, и черные выигрывают. Обычно дошкольники, умеющие считать до десяти, после непродолжительной тренировки легко усваивают правило квадрата. Когда королю мешает собственная пешка Если король по диагонали догоняет проходную пешку, но на пути ему мешает собственная пешка, то из-за этой помехи партия может быть проиграна (диагр.142). MKKKKKKKKN Ход белых. Помеха на поле f6. Белый король надежно контролирует поле f1 – превращения черной пешки "f", а вот надежды на выигрыш у белых могут быть связаны только с отрывом пешки «h». Итак: 1. h4 Kpd4 (Чёрный король чувствует себя yверенно - ведь он в квадрате белой пешки "h") 2. h5 Кре5 h6 Кре6 (Увы, поле f6 занято! Приходится обходить свою пешку, теряется темп, теряется квадрат...) 4. h7, и пешечка посылает черному королю прощальный привет. MKKKKKKKKN Ход белых. Черный король - в квадрате обеих белых пешек кажется, что черные легко делают ничью. Но не все так просто... 1. de Крс6 2. Крс2 (Белые делают выжидательный ход королем, и выясняется, что черному королю мешает своя же пешка на поле с7, из-за нее черный король вынужден отступить, т.е. выйти из квадрата пешки е6) 2... Крb7 3. е7, и пешка проходит в ферзи. Король и пешка против короля. Оппозиция Важнейшее для начинающих окончание - король и пешка против короля. Шахматист, имеющий лишнюю пешку, стремится выиграть, но при правильной игре соперник создает ему трудности. Король сильнейшей стороны должен продвигаться впереди своей пешки. MKKKKKKKKN Ничья. В позиции на диаграмме 144 белый король не успел выйти вперед, и черные добиваются ничьей. Черный король вынужден будет отступать к последней линии, но должен делать это так, чтобы на каждый ход вперед белого короля занимать по отношению к нему положение оппозиции, когда короли расположены напротив друг друга через одно поле по вертикали. 1. f3 Kpf5! (Проигрывает 1.... Kpg3, так как после 2. Кре3 Kph4 3. Kpf4 Kph5 4. Kpf5 белый король обеспечивает своей пешке продвижение до поля f8) 2. Кре3 Кре5! (Черные занимают оппозицию). 3. f4+ Kpf5 4. Kpf3 Kpf6 5. Kpg4 Kpg6 6. f5+ Kpf6 7. Kpf4 Kpf7 8. Кре5 Кре7 9. f6+ Kpf7 10. Kpf5 Kpf8 11. Kpg6 Kpg8! (Черные владеют оппозицией, и это обеспечивает им ничью) 12. f7+ Kpf8 13. Kpf6 - пат. Дети должны научиться правильно разыгрывать следующую позицию (диаграмма 145) — выигрывать белыми при ходе белых и делать ничью черными при ходе черных. Обычно это не вызывает трудностей после некоторой тренировки. MKKKKKKKKN При ходе белых - выигрыш, при ходе черных - ничья. Сначала рассмотрим, как черные делают ничью при своем ходе. 1.... Kpf7 2. Кре2 Kpf6 3. Кре3 Кре5! (Только оппозиция позволяет черным сделать ничью. Если 3.... Kpf5, то 4. Kpf3, и белые выигрывают). 4. Kpf3 Kpf5 5. Kpg3 Kpg5. Черные держат оппозицию. Белые вынуждены продвинуть пешку, тогда получается уже разобранное окончание с ничьей. Вернемся к позиции последней диаграммы и рассмотрим, как белые выигрывают при своем ходе. 1. Кре2! (Быстрее королем вперед! Этот ход обеспечивает победу) 1.... Kpf7 2. Kpf3 Kpf6 3. Kpf4! (Белые владеют оппозицией) 3.... Кре6 4. Kpg5 Kpf7 6. Kpf6 (Белый король продолжает оттеснять своего коллегу с помощью оппозиции) 5.... Kpg7 6. Кре6 Kpf8 (Если 6.... Kpg6, то 7. f4) 7. Kpf6 Kpg8 8. f4 Kpf8 9. f5 Kpe8 10. Kpg7 Кре7 11. f6+ Кре6 12. f7 Kpd5 13. f8Ф. Если в позиции на последней диаграмме у белых пешка расположена на а2 или h2 (или на другом поле крайней вертикали), то черные легко достигают ничьей, так как невозможно удалить черного короля из угла. При белой пешке "а" черный король стремится к полю а8, при пешке "h" - к полю h8. Рассмотрим следующую позицию (диаграмма 146). MKKKKKKKKN Ход белых. Белые выигрывают пешку, но не могут выиграть партию: 1. Кр:а7 Кре7 2. а6 Крс8 3. Кра8 (Или 3. Крb6 Крb8 4.а7+ Кра8 5. Кра6 - пат.) 3.... Крc7 4. а7 Kpc8, из-за ничья к пата. Как оттолкнуть «плечом» короля. В партии Шлаге - Ауэс(Берлин, 1921) возникла следующая позиция: MKKKKKKKKN Ход белых. Простой расчет показывает, что белые первыми успевают к пешке а7 и выигрывают ее. Но достаточно ли это для победы? В партии последовало 1. Кре6! Крс3 2. Kpd6? Kpd4 3. Крс6 Кре5 4. Kpb7 Крd6 5.Кра7 Крc7 (Черные успели занять оппозицию на поле с7 и не пропускают белого короля на поле b8) 6. Кра8 Kpc8, и партия кончилась вничью. Как впоследствии указал Майзелис, белые выигрывали ходом 2. Kpd5! Белый король "отталкивает плечом" черного короля. Это, конечно, шутка –короли не встречаются. Но в каждой шутке есть доля правды. Смысл хода 2. Kpd5 в том и состоит, что черные не могут сыграть 2.... Kpd4, а вынуждены сделать бесполезный ход 2.... Kpd3 (no сравнению с партией Шлаге -Ауэс продвижение черного кор*оля отстает на один ход, или, как говорят шахматисты, черные "потеряли темп". Этого достаточно, чтобы белый король съел пешку а7 и вышел с линии "а" на линию "b"). 3. Крс6 Kpd4 4. Kpb7 Крс5 5. Кр:а7 Крс6 6.Крb8, и пешка "а" проходит в ферзи. Таким образом, в позиции из партии Шлаге - Ауэс белые могли выиграть, поставив своего короля на поле d5 для заслона черному королю. Для этого белый король должен был двигаться к пешке по ломаной линии Kpf7-e6-d5-c6-b7. "Золотое" правило оппозиции Мы познакомились с одним из важных шахматных понятий - оппозицией. Оппозиция - это такое расположение королей, когда они находятся на одной линии (вертикали, горизонтали или диагонали). Вот как звучит "золотое" правило оппозиции: "Если короли находятся на одной линии и число полей между ними нечетное (одно, три или пять), то оппозицией владеет тот из партнеров, кто ходил последним. Владеющий оппозицией получает преимущество". Если между королями одно поле, оппозиция называется ближней, если три или пять полей, оппозиция называется дальней. Владение оппозицией часто позволяет выиграть пешечное окончание даже с равным количеством пешек или сделать ничью без пешки (диаграмма 148). MKKKKKKKKN Ход белых. Белые выигрывают. Если шахматист не знаком с "золотым" правилом оппозиции, то ему нелегко будет найти единственный выигрывающий ход: 1. Кре2! (Белые занимают дальнюю вертикальную оппозицию). 1.... Kpd7 2. Kpd3 (Белые продолжают владеть оппозицией) 2.... Kpd6 3. Kpd4 Крс6 (После 3.... Кре6 4. Крс5 Kpf5 5. Kp:b5 Kpg4 6. Крс4 Kp:h4 7. b5 Kpg4 8. b6 h4 9. b7 h3 10. b8Ф белые выигрывают) 4. Кре5 Крс7 5. Kpd6 Крb6 6. Kpd6 (Белые занимают ближнюю горизонтальную оппозицию и оттесняют черного короля от пешки b5) 6.... Кра6 7. Крс6 Кра7 8. Kp:b5 Kpb7 9. Крс5 Крс7 (Только после проигрыша пешки черные смогли занять оппозицию, но их положение проигранное, так как имеются пешки на противоположном фланге, куда и направляется белый король) 10. Kpd5! (Именно так! Не следует приближать пешку "b" к черному королю. Пусть он потратит время на движение к ней) 10.... Крb6 11. Кре5 Крb5 12. Kpf5 Kp:b4 13. Kpg5 Крс5 14. Kp:h5 Kpd6 15. Kpg6! Кре7 16. Kpg7! Белый король успел вовремя. Если бы его черный коллега занял поле f8, то была бы ничья. Теперь же пешка "h" проходит в ферзи беспрепятственно. Запасные ходы для овладения оппозицией В следующей позиции (диаграмма 149) ход белых. Это означает, что черные владеют оппозицией. MKKKKKKKKN Ход белых. Белые выигрывают. Почему же белые добиваются победы? Дело в том, что в нужный момент белые сделают выжидательный ход пешкой с4-с5 и передадут очередь хода черным. 1. Kpd5 Kpc8 2. Крd6 (Грубой ошибкой был бы ход 2. с5, так как черные делают ничью, отвечая 2.... Крс7) 2.... Kpd8 3. с7+ Kpc8, и теперь белые выигрывают выжидательным ходом 4. с5. Матаев Далфун (Ставропольский край, 9 лет) - Ишбулатов Сагат (Уфа, 9 лет) MKKKKKKKKN Ход белых. Следующая позиция возникла в финале первенства Российской Федерации среди мальчиков до 10 лет (Ярославль, 1994). Белым невыгодно играть 1. Кре5 из-за 1.... Крс5. Если же первым ходом белые двигают пешку 1. b4, то черные занимают оппозицию 1.... Kpd6, легко добиваясь ничьей. Поэтому, пытаясь запутать соперника, Матаев сыграл 1. Кре3. Последовало: 1.... Крс5 2. Kpd3 Крс6? 3. Кpd4! Kpd6 (Черные заняли оппозицию, но у белых есть важный запасной ход) 4. b4 (Передаёт очередь хода черным и отнимает у черных важное поле с5) 4.... Крс6 5. Кре5, и белые выигрывают обе черные пешки ферзевого фланга, а с ними и партию. Ничья достигалась легко (вместо 2.... Крс6?) ходом Kpd6 и теперь если 3. b4, то 3.... Kpd7 4. Kpd4 Kpd6, а в случае 3. Kpd4 Крс6 повторялась начальная позиция. Запасной темп для овладения оппозицией часто выигрывается путем жертвы одной из сдвоенных пешек (диаграмма 151). MKKKKKKKKN Ход белых. Черные владеют оппозицией и кажется, что добиваются ничьей, так как на королевском фланге одна пешка удерживает две сдвоенные пешки белых. Однако белые выигрывают темп для запасного хода путем жертвы пешки и овладевают оппозицией: 1. h6! gh 2. h5 Kpd5 3. Крb4, и белые выигрывают.
|