Г.Фарни
(теоретическое окончание) MKKKKKKKKN Ход белых. Белые выигрывают. Прямолинейный ход 1. Крс5 не позволяет продвинуться королем вперед из-за 1.... Крс7 и в случае 1. Kpd6 черные владеют оппозицией 1.... Kpd8 2. с7? Kpc8, и ничья. Чтобы белые могли выиграть, надо, сохранив начальную позицию, передать очередь хода черным. Тогда на любой ход черного короля белые овладевают оппозицией. Передача хода сопернику достигается движением короля "по треугольнику": 1. Kpd4 Kpd8 (Черные для ничьей должны так маневрировать королем, чтобы на ход Kpd5 ответить Крс8) 2. Крс4! Крс8 (На восьмой горизонтали королю тесно и он вынужден вернуться на с8) 3. Kpd5! (Возникла начальная позиция, но ход черных. Белые овладевают оппозицией и выигрывают) 3.... Крс7 4. Крс5 Крс8 5. Kpb6, и белые выигрывают вторую пешку. Лишняя пешка — никогда не лишняя Один пожилой шахматист первого разряда любил говорить своим соперникам: "У меня нет лишней пешки. У меня их столько, сколько надо. Это у вас одной не хватает". Если пешки расположены на двух флангах, то лишняя пешка (если она не сдвоенная) в пешечном окончании обычно обеспечивает легкую победу. Сначала на том фланге, где лишняя пешка, производится размен пешек и организуется проходная. Король соперника вынужден бороться с этой проходной, а в это время король сильнейшей стороны покидает свою проходную, проникает к пешкам противника на другом фланге, уничтожает их и проводит свою пешку в ферзи (диаграмма 154). MKKKKKKKKN Ход белых. 1. Kpf2 Kpf4 2. g3+ Kpe4 3. h3 Kpe5 4. Кре3 Kpf5 5. Kpf3 Kpg5 6. а4 b6 7. b4 а5 8. b5! В таких позициях полезно не меняться, а сохранить свои пешки на ферзевом фланге, так как белый король равно уничтожит там все чёрные пешки. 8.... Kpf5 9. h4 Kpg6 10. g4 hg 11. Кp:g4 Kph6 12. Kpf5 Kph5 13. Кре6 Kp:h4 14. Kpd6 Kpg4 15. Крс6 Kpf4 16. Kp:b6 Kpe5 17. Kp:a5 Kpd6 18. Kpb6 Kpd7 19. Kpb7 Kpd6 20. a5, и белые выигрывают. При лишней пешке победа, как правило, не вызывает особых трудностей, однако и здесь требуется внимательность и точность. В частности, нельзя ошибиться, когда начинаешь двигать пешки для образования проходной. Какую пешку двинуть первой - этот вопрос часто имеет решающее значение. MKKKKKKKKN Ход белых. Для выигрыша (диаграмма 155) белым необходимо образовать проходную на королевском фланге. Это достигается надвижением пешек "g" и "h". Однако грубой ошибкой было бы 1. h3?? из-за 1.... h4! и выясняется, что белые пешки неподвижны, одна пешка h4 тормозит две белые пешки g2 и h3. Позиция ничейная. Победа достигается ходом 1. g3. Пешка, на вертикали которой нет пешки противника, называется пешкой-кандидатом (имеется в виду - кандидатом в ферзи). Как правило, надвижение пешек для образования проходной надо начинать с пешки кандидата.
|