Студопедия — Онтологический аспект Учения Кришны
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Онтологический аспект Учения Кришны






В онтологическом ракурсе Бхагавад-Гита даёт весьма полные ответы на глав­ные вопросы философии:

а) что такое Бог,

б) что такое человек,

в) в чём смысл жизни человека, и как ему жить на Земле.

 

Бог в Бхагавад-Гите рассматривается в следую­щих Аспектах: Ишвара-Тво­рец, Абсолют, Брахман и Ава­тар.

Ишвару также называют на других языках Отцом Небесным, Богом-От­­цом, Иеговой, Аллахом, Дао, Изначальным Сознанием, в давней истории сла­вяне звали Его Сварогом и так далее. Он также есть Высший Учитель и Цель каждого из нас.

Второй аспект слова Бог — Абсолют или Всё — то есть, Творец, единосущный со Своим многомерным Тво­рением.

Эволюция Абсолюта идёт циклами, которые называются Манвантарами. Манвантара состоит из Кальпы («Дня Брах­мана») и Пра­лайи («Но­чи Брах­ма­на»). Каждая Кальпа начинается с «сотворения мира» и закан­чивается «концом света». Смысл такой цикличности — в создании всё новых условий для продолжения вселен­ской Эволюции Сознания (или, другими словами, Эволюции Абсолюта).

Третий Аспект Бога — Брахман, или, что то же самое, Святой Дух. Это — совокупное название всех Божественных Индивидуальностей, исходя­щих из Обители Творца с целью, прежде всего, по­мощи воплощённым людям.

Существует ещё одно Проявление Бога на Земле — Аватар, Мессия, Хри­с­тос — то есть, слитый Сознанием с Твор­цом воплощённый в человеческое те­ло Человек-Бог. Он — со Своего Божественного уро­в­ня — тоже помогает лю­дям найти Путь к Творцу.

Кришна, подаривший нам Бхагавад-Гиту, Иисус Хри­с­тос, Бабаджи, Сатья Саи и многие Другие в истории нашей планеты — вот конкретные примеры Аватаров.

… Человек не является телом. Тело — это только временный материальный носитель самого чело­века. Человек же есть сознание, осозна­ю­щая себя энергия. Величина сгустка сознания у разных людей может очень значительно различа­ть­ся: от миниатюрных «зачаточных» размеров — до космических. Это зависит от двух факторов: психогенетического возраста (то есть, возраста ду­ши) и интенсивности усилий, соверша­е­мых на духовном Пути.

О соответствии тела человека и самого чело­века Кришна говорит так:

2:18. Преходящи лишь тела воплощаемого. Но сам он — вечен, неразрушим...

2:22. Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, — так бросает он изношенные тела и облекается в новые.

Человек является последним этапом в эволю­цион­ном ряду развития во­площаемой пуру­ши: растения — животные — человек — Бог. Его за­да­ча — стремление к обретению Божествен­ного Совер­шен­ст­ва. На этом Пути он про­ходит определённые стадии, ступени.

Одна из схем такого восхождения — описание эволюции по гунам. То есть, существуют три гуны:

первая — тамас — темнота, невежество, тупость, грубость,

вторая — раджас — страстность, интенсивный поиск своего места в жизни, борьба за свои идеалы и т.п.,

третья — саттва — чистота, гармония.

Но надо идти, говорил Кришна, ещё дальше — за пределы саттвы, к Слиянию с Творцом, а это тре­бует новых усилий, новой борьбы с собой. Об этом ва­ж­­но помнить, ибо саттва может оказаться ловушкой: она пленит именно бла­женством, которое обретает на этой стадии человек. Она — «рас­слабляет», пред­­­лагает отказаться от дальней­ших усилий. Она гарантирует рай, но нужно про­двигаться дальше. Ведь для того, чтобы стать Брах­маном, постигнув Нир­вану в Брах­ма­не, а затем и слиться с Ишварой — требуется сделать ещё очень много.

Но и миновать гуну саттва нельзя. Нельзя без ос­во­ения качеств, прису­щих этой гуне, слить­ся с Богом.

Нельзя миновать также и гуну раджас, ибо именно в ней человек осваивает такие качества, как энерги­ч­ность, собранность, устремлённость, сила.

… Вторая схема эволюционного продвижения чело­ве­ка, приводимая Криш­ной, — шкала варн. (Под­чер­к­ну, что эти и многие другие шкалы хорошо взаимо­допол­няют друг друга; их ком­плексное использование в при­ложении к себе или к любому другому че­ло­ве­ку даёт более полную кар­­тину).

По шкале варн, находящийся на первой ступени че­ловек называется шудрой. Он ещё слишком молод в своём психогенезе, ещё слишком мало умеет. Его задача сейчас — учиться у более взрослых в эволюционном отношении лю­дей, по­могая им в их работе.

Вторая ступень — вайшьи. Это — в том числе, торговцы, ремес­ленники, зем­ледельцы. Пребы­вание в данной вар­не под­разумевает наличие уже достаточно развитого интеллекта, чтобы начать творческую предприниматель­­скую деятель­ность. Ведь, чтобы вести самостоятельное дело, требует­ся уже развитый интел­лект. Имен­но через указан­ную деятельность пред­­ставители данной варны совершенствуют себя.

Следующая варна — кшатрии. Это — люди, которые поднялись ещё выше в своём интеллектуаль­ном развитии, в своей энергичности. Это — уже руководители, обладающие соответствующим «раз­ма­хом» ума, соответствую­щей личной силой, то есть, силой сознания. Кстати, готовить себя к этой сту­пе­­ни духовного раз­вития, развивая в себе личную силу и энергич­но­сть, мож­но уже с ранней молодости. Этому будут способство­вать физический труд, подвижные виды спорта, энергичные танцы под ритмичную музыку. Если всё это де­лать, избегая грубых эмоциональных со­стояний, помня о Боге и необходимости соблюдения известных этических норм пред Лицом Бо­га, — то создаётся важный задел для плодотво­р­ного духовного совершенствования в зрелые годы. Тогда — нужно будет отказаться и от соревновате­ль­ности, и от страст­но­сти. Напротив, тог­да должны бу­дут придти покой, гармония, нежность и ласко­вость, муд­рость. Но пусть это будет зиждиться на фундаменте боль­­шой лич­ной си­лы — энергетической мощи сознания и интеллекта.

Высшая варна — брахманы, то есть, духовные лидеры.

В Индии и ряде других стран исторически сло­жилось так, что варновая при­надлежность ста­ла передавать­ся по наследству. Поэтому, разу­ме­ется, дале­ко не все люди, относящие себя к высшей варне, действительно имеют вы­со­кие духовные достижения.

… Приведу слова Кришны о том, как для самого себя выбрать адекватные методы работы над собой — то есть, те, которые соответствуют реально существующей ста­дии психогенеза и онтогенеза:

12:8. Устреми свои мысли на Меня, погрузи себя как сознание в Меня — воистину, будешь ты жить тогда во Мне!

12:9. Но если ты не в состоянии сосредоточить свою мысль твёрдо на Мне, — пытайся достигнуть Ме­­ня упражнениями йоги...

12:10. Если ты не способен и на постоянные уп­ра­жнения — сосредоточься на служении Мне, исполняя лишь те действия, которые потребны Мне, — и ты до­стигнешь Совершенство!

12:11. Если же ты не способен и на это, то направь­ся к Слиянию со Мной, отрекаясь от личной выгоды в своей деятельности; обуздывай себя таким об­ра­зом.

Служащая Эволюции деятельность, ли­шён­ная эгоистического компонен­та, (иначе говоря, духовное служение) — это и есть карма-йога.

… Ещё очень важно указать на то, какое значение при­­­­давал Кришна интел­лектуальному совершенст­во­ванию людей на духовном Пути.

Это представляет особую актуальность в свя­зи с тем, что существует ряд религиозных сект, отрица­ю­щих важность интеллектуального разви­тия — вплоть до пропаганды отказа от обычного образования для де­тей.

Кришна же возвеличивал Мудрость:

4:33. Лучше всяких внешних жертв — жертва мудростью... Все действия... достигают совершенства у мудрого.

4:34. Обрети её через преданность, пытливо­стью и служением!...

4:37. Подобно огню, превращающему в пепел топ­ливо, огонь мудрости сжи­гает все ложные дея­ния дот­ла.

4:38. В мире нет лучшего очистителя, чем муд­рость. Через неё — искусный в йоге в своё вре­мя находит Про­светление в Атмане.

4:39. Исполненный веры обретает мудрость. Обретает её также и владе­ю­­щий управлением ин­д­риями. До­стигнув же мудрости, они быстро приходят в выс­­шие миры.

7:16. Есть четыре вида праведных, уповающих на Меня...: стремящиеся вы­рваться из жаждущие страданий, знаний, ищущие личных достижений и муд­рые.

(Из последних слов Кришны следует, что, во-пер­вых, практически любой активный и не демонический человек, то есть, не культивирующий в себе грубые пороки, — рассматривается Им как праведник. Во-вторых, — что представители первых трёх названных групп ещё не являются мудрыми: мудрые — это самостоятельная, бо­лее высокая группа. Ни стремящиеся к избавлению от страданий, ни пока ещё только жаждущие знаний, ни ищущие личных достижений на стадии раджаса — они ещё не мудрые).

7:17. Всех превосходит уравновешенный и без­ра­з­дельно преданный Мне мудрец. Воистину, Я дорог, прежде всего, для мудрого, и он дорог Мне.

8:28. Изучение Вед, совершение актов жертвенности, аскетических подвигов и добрых дел — даёт плоды этих заслуг. Но над всем этим поднимается йог, владеющий истинным знанием, — он достигает Высочайшей Обители.

Кого же можно назвать мудрым? — Того, кто имеет широкий набор знаний обо всём самом главном: о Боге, о человеке, о Пути человека к Богу? Это — ос­нова, фундамент Мудрости. Но ещё не Мудрость. Это — просто наполненность знаниями, эрудированность. Мудрость — это плюс к тому ещё и способность опе­рировать имеющимися знаниями, способность творить интеллектуально.

Как это всё развить в себе? Самый первый и простой способ — учёба в обычных учебных заведениях: школах, училищах, институтах... Это трениру­ет, развивает мыслительную активность. Плюс — овладение как можно боль­шим числом навыков, специальностей, общение с людьми, с Богом и многое другое. Очень важно полноценное овладение функций грихастхи (домохозяина). Имен­но в служении другим людям, в заботе о них — сначала в рамках обыч­ной семьи, затем «семьи» своих духовных учеников — формируется в человеке Муд­рость.

А глупых Творец не впускает в Себя: они Ему в Нём не нужны.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия