Сострадание
Сострадание — это главный этический принцип во взаимоотношениях человека с другими людьми и всеми живыми существами, даже не только воплощёнными. Это — главный аспект любви на Земле и первый критерий во всей этической работе, по которому Бог определяет: подпускать или не подпускать к Себе. Никакое напрасное причинение вреда людям или другим существам не может иметь оправдания перед Богом. Но что тогда такое — «ненапрасное» причинение вреда? Пример: причинить боль, иной ущерб преступнику, отражая его преступные действия, ограждая от него других людей. Другой пример: наказать ребёнка, который опасно для себя и для других шалит. Также — ограничение свободы психически больных. И т.п. Но месть оправдана уже быть не может: это — эгоцентрическая реакция моего обиженного «я», которого вообще быть не должно. Человек, осознавший истинную любовь, уже не сможет причинить напрасно боль животному. Он не сможет питаться трупами убитых животных: ведь в их мёртвых телах — боль их смерти. Иисус, например, выразил удивлённое недовольство, когда Ему намекнули на возможность отведать на Пасху «жертвенного» ягнёнка: «Думаете ли вы, что Я хочу есть тело вместе с вами как Пасху?» (Епифаний, Херес, 22:4; цит. по [45]). Ни Он, ни Его ученики не ели тела животных, кроме рыб, что видно из слов Апостола Петра (Деян 10:10-14). Но рыб они убивали и ели. И это понятно: Иисус не предлагал людям непосильные ноши слишком резких «переворотов» в жизненных стереотипах. Ведь не мог же Он сказать рыбакам: не ешьте рыб — рыбаки не стали бы дальше слушать такого проповедника! Но наша возможность — принять принцип Любви-Сострадания как этическую концепцию и следовать ему настолько широко и полно, насколько это остаётся в пределах разумности. Например, нет смысла долго размышлять, позволительно ли убить бешеную собаку, нападающего волка, нападающих комаров, слепней, клещей и т.п. Если мы можем их убить, но не убиваем — они нападут на других, это и составит нашу вину, будет нашим нарушением Любви-Сострадания по отношению к пострадавшим. Нет смысла также сомневаться в нашем праве убивать в пищу, на дрова, для строительства растения, использовать для питания молочные продукты, яйца — ведь мы не можем совершенствоваться на Земле без этого. И пища должна быть полноценной, включающей и белковые продукты с полным набором незаменимых аминокислот. Но совсем другую оценку надо дать убийству или калечению тех же растений напрасно: например, сорвать «машинально» — и бросить, нарвать букет цветов или купить (срубить) к Новому Году или Рождеству ёлку — и потом, налюбовавшись их смертью, — выкинуть. Эти их смерти — напрасные: мы их убиваем не потому, что это необходимо для нашего выживания и развития, а лишь из прихоти, потому что «так принято», потому что «я так хочу!». ... Ещё через Моисея Бог дал заповедь «не убивай!». Её повторил и Иисус (Лк 18:20). Но эгоизм людской, стремление отбрасывать все принципы, мешающие удовлетворению прихотей, отсутствие способности сострадать, сопереживать чужой боли — заставляют искать себе оправдания в нарушении этой заповеди Божией, придумывать в потакание себе ограничения её применению, делать вид, что мы её просто не заметили. Павел, кстати, в Первом Послании к коринфянам (10:25,27) «разрешает»: ешьте всё! И тут же утверждает, что он — «подражатель» Христу и призывает всех стать такими же «подражателями» Христу, как он, Павел (11:1)... Однако, в этом вопросе он тогда не был подражателем Христу… Впрочем, в Послании не к коринфянам, а к римлянам Павел сам же пишет уже иначе: «Лучше мяса не есть...» (Рим 14:21). Ну а чтобы не было у нас никаких сомнений на этот счёт, послушаем лучше ещё раз Иисуса Христа: «Не только не совершайте человеческих жертвоприношений,... но вообще не закалывайте ни одного животного, которому дана была жизнь!...» (Жизнь Святого Иссы, 7:14). Истинное сострадание проистекает из осознания того, что все мы — включая даже растительные твари — лишь разновозрастные дети Бога, братья и сёстры единой Его семьи. Мы все почти равно-ценны, у нас у всех есть объективное равенство интересов во вселенной, мы все есть одно. Помогая другому, я помогаю Ему в Его Эволюции-Жизни. Это всё — единая Жизнь, Жизнь Одного Организма Абсолюта, где нет ничего «моего», есть только общая Жизнь, исполненная Его Смыслом. Моя роль — как части Его Организма — «подсаживать» на этом Пути Роста любого — только расти! Здесь нет ничего моего, есть только Общее — Его. «Не о себе только заботься, но и о других! Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе!» (Филипп 2:4-5) Это сбывается, когда научаешься жить Его интересами и — как следствие — интересами их. Моего интереса тогда нет, и нет моего «я», «эго», оно растворилось сначала в них, потом — в Нём. Борьба со своим «я» Чтобы достичь Высшей Цели — Слияния с Отцом Небесным, требуется не только проникнуть в Высшие «Небеса», но и научиться растворяться в Сознании Отца, устраняя свою локальность. Но даже и просто полноценная любовь к ближнему невозможна без способности смотреть на его ситуации — с его позиции, его глазами. А для этого надо ощущать себя не только в своём теле, но в единосущности с тем (или теми), о ком мы заботимся. Это могут быть и маленькие коллективы типа любящих друг друга мужчины и женщины, и коллективы больших размеров — производственные, научные, военные, религиозные. Хороший командир как раз и руководит, ощущая себя именно целым коллективом как единым организмом, забота о прежнем «себе», о своём прежнем «личном интересе» устраняется, ощущение «я» растворяется во всех, они становятся единосущными лидеру в его самоощущении, забота о них преобладает над заботой о своём сугубо личном. Это и есть реализация заповедей «... Возлюби ближнего твоего, как самого себя!…» (Мф 22:39) и «Люби брата твоего!… Охраняй его, как зеницу ока твоего!» (Евангелие от Фомы, 30). Человек Любви начинает учиться этому на маленьких социальных группах, затем на всё больших. Апостол Павел предложил распространить ощущение своей единосущности на всех последователей Христа, ощутить их всех как единое Тело Христово во главе со Христом и Отцом (Ефес 1:22-23). Такая медитативная работа приводит к постепенному росту сознания лидера — тем более качественному, чем больше в нём утончённости и нежной, заботливой любви. Другой пример растворения себя в любви показал Иисус в медитативном образе виноградной лозы. Она берёт начало корнем в Отце, имеет ствол, ветви-помощников, листья-слушателей, которые позеленеют, пошелестят — и опадают, но также лоза даёт прекрасные плоды, семена которых дадут новые всходы (Ин 15:1-16). Противоположностью таким лидерам является тот, которого называют метким русским словом «самодур» — человек с высоко развитой «самостью» (самомнением, проявляющемся в высокомерии), при том, что он ещё и дурак. Вот — примеры возможностей человека-руководителя: кичливый самодур, превращающий жизнь большинства подчиненных в кошмар, — или развитие себя по пути, обрисованному медитациями Иисуса и Павла. Реализация последних достигается через специальные последовательности медитативных приёмов. В данной же главе мы ограничимся цитированием тех рекомендаций Иисуса и Его апостолов, которые смогут подготовить к такой работе. «... Вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим — да будет... слугою; и кто хочет между вами быть первым — да будет... рабом!...» (Мф 20:25-27) «... Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смиренен!...» (Мф 11:29) «Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением и мудрою кротостью.» (Иак 3:13) «Не мстите за себя!...» (Рим 12:19) «Когда же будешь зван кем..., не садись на первое место... Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк 14:8-11) «Блаженны кроткие!...» [132] (Мф 5:5) «Никто не ищи себе, но каждый — пользы другому!» (1 Кор 10:24) «... По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя!» (Фил 2:3) «Смотрите, не творите милостыни вашей с тем, чтобы... видели вас: так не будет вам награды от Отца вашего Небесного!... Когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры..., чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою!... (И) — чтобы милостыня твоя была втайне; (тогда) Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф 6:1-4) «... Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет («земного»), не может быть Моим учеником!» (Лк 14:33) «Блаженнее давать, нежели принимать!» (Деян 20:35) «... Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще моё и служение, которое я принял от Господа Иисуса!...» (Деян 20:24) «... Что такое жизнь ваша? — пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий!» (Иак 4:14) «Влечёт меня и то, и другое: желание разрешиться (из тела) и быть со Христом, потому что это — несравненно лучше; а оставаться во плоти — нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере!...» (Фил 1:23-25) «... Для меня (настоящая) жизнь — Христос, а смерть (тела) — приобретение (Его)!» (Фил 1:21) «Смотрите, чтобы кто кому не воздал злом за зло!...» (1 Фес 5:15) «Не ищем славы человеческой!...» (1 Фес 2:6) «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали и богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе (такое) сокровище, (которое есть) доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим 6:17-19). «Глупых же состязаний и родословий и споров и распрей... удаляйся, ибо они бесполезны и суетны!» (Тит 3:9) «... Кто из вас больше — будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк 22:26). «Любовь... не говорит: “… Это — моё!”, но она говорит: “Это — твоё!”» (Евангелие от Филиппа, 110) «Только Мне, одному Мне принадлежит всё, чем вы владеете, всё, что вокруг вас, выше вас или ниже вас!» (Жизнь Святого Иссы, 8:11)
|