Мужчина и женщина на духовном Пути
Здесь уместно говорить именно о психологии пола. Начнём с того, имеет ли пол Бог? Если нарисовать старичка на облачке и сказать: «Вот это — ваш Бог-Отец, поклоняйтесь Ему!» — тогда, конечно, Он — мужчина, даже с бородой. И определённая эволюционно-возрастная категория людей будет поклоняться этой иконе и знать, что Бог — мужчина. Так и произошло в России. Иисус тоже называл Его Отцом, т.е. в мужском роде. Но ведь в традиции иудаизма Бог обозначался именно как Отец. А на самом деле Он — в той же мере Отец, что и Мать. То есть, Он не имеет пола. Ведь Он — не человек, Он — Вселенское Изначальное Сознание! А духи — имеют пол? Духи не имеют тела, которому присущ тот или другой пол, но они сохраняют до нового воплощения то самоощущение, которое имели в последнем теле, а также могут поддерживать привычный им облик. «Среди духов... существуют мужские, существуют и женские», — писал Апостол Филипп (Евангелие от Филиппа, 61). При следующем воплощении, однако, пол тела вполне может оказаться противоположным. От чего это зависит? Это определяется тем, какие качества конкретный человек должен в себе развить или же подавить. Ибо одни качества легче приобрести, имея мужское тело, другие — имея женское. То же — и с подавлением отрицательных черт. Ведь пол тела — это, в том числе, половые гормоны: андрогены, эстрогены, прогестерон... А это обеспечивает не только ощущение принадлежности к тому или иному полу (что предопределяется уровнем андрогенов ещё во время эмбрионального этапа развития). Самое важное для темы нашего разговора — это то, что от величины устойчивого уровня половых гормонов у взрослого человека прямо зависят энергичность и другие его особенности. Именно из-за этого мужчины — с их высоким уровнем андрогенов — обычно живут интенсивней, рвутся в разные неведомые дали, исследуют непознанное, воюют за свои идеалы, доминируют над менее энергичной половиной общества — женщинами. И то, что мужчины преобладают на руководящих постах, — не дурная традиция, не ущемление прав женщин и не показатель «неполноценности» последних, а вполне естественный процесс распределения социальных ролей в зависимости от способности к той или иной деятельности. Но на уровень интеллектуальности ни уровень андрогенов, ни пол вообще — прямого влияния не оказывают. Высокий уровень андрогенов при мужском воплощении благоприятствует развитию в человеке энергичности, исследовательской активности в науке, включая науку о Боге. Этим же определяется естественное стремление зрелого мужчины стать лидером, вести людей за собой, помогать им, жертвовать собою ради них. Типичная женщина — противоположность такому мужчине. Она, выросшая в этой жизни под влиянием женских гормонов, ищет покоя, гармонии, уюта, красоты. Она и мужчину стремится успокоить, угомонить, сгармонизировать. Ей не очень нравится взбудораженный, неукротимый, вечно куда-то рвущийся мужчина: это может восхищать, но... — с таким трудно быть в гармонии и покое... А ему не хватает в женщине энергичности, он пытается её «расшевелить»... Полноценная женщина готова бы с радостью дарить мужчинам свою гармонию, нежность, красоту, стремясь помочь им, их «облагородив», приблизив к своему идеалу, — подчас жертвуя собой... А зрелые и полноценные мужчины тоже готовы вести женщин за собой, чтобы научить тому, чему они сами научились… Так, помогая друг другу, уча друг друга тому, чего в другом не достает, они вместе могут идти к общей Цели — Совершенству. Иисус, обращаясь однажды к мужчинам, говорил: «Почитайте её, защищайте её; поступая так, вы приобретёте её любовь... и будете приятны Богу!... Любите также ваших жён и уважайте их, ибо завтра они будут матерями, а позднее — праматерями всего рода! Покорствуйте женщине; её любовь облагораживает мужчину, смягчает его ожесточённое сердце, укрощает зверя и делает его ягнёнком! Жена и мать — неоценимые сокровища, которые дал вам Бог; они — наилучшие украшения вселенной, и от них родится всё, что населяет мир! Как некогда Бог… отделил свет от тьмы и сушу от вод, так женщина владеет божественным даром отделять в человеке добрые намерения от злых мыслей. Вот почему Я говорю вам, что после Бога ваши лучшие мысли должны принадлежать женщинам; женщина для вас — божественный храм, в котором вы весьма легко получите полное блаженство! Черпайте в этом храме нравственные силы; там вы забудете свои печали и неудачи, возвратите погубленные силы, вам необходимые, чтобы помогать ближнему! Не подвергайте её унижениям; этим вы унизите только самих себя пред Богом и потеряете то чувство любви, без которого ничто здесь на Земле не существует! Покровительствуйте своей жене — и она защитит вас и всю вашу семью; всё, что вы сделаете своей матери, жене, вдове или другой женщине в скорби, — сделаете для Бога!» (Жизнь Святого Иссы, 12:13-21). ... Всё, сказанное в этой главе, пока касалось именно достаточно развитых эволюционно мужчин и женщин. Те же, кто ещё не коснулись попыток осознанно стать лучше, зачастую предпочитают «самоутверждаться» через высокомерие, презрение к представителям другого пола. Позволю себе привести такую иллюстрацию.... Жили-были в российской городской коммуналке старичок со старушкой. У старичка в старости зрение ослабло. И он стал писать мимо унитаза. Старушке приходилось каждый раз стеречь его около уборной с тряпкой и вытирать за ним: перед соседями ведь неудобно. Однажды она не выдержала и взмолилась: — Да ты садись на унитаз-то! Тогда не будешь — мимо! — Садиться?! Как... баба?! — у старичка аж дыхание перехватило от позора и возмущения, за сердце бедняга схватился... И он продолжал до конца своего мужского воплощения писать мимо унитаза, но стоя! — как настоящий мужчина! ... В Новый Завет струю мужского полового высокомерия привнёс Апостол Павел: как мы уже обсуждали, он не во всём сразу переделал себя. Он, в частности, написал такое: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева...» (1 Тим 2:11-13) «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении...,...ибо неприлично говорить жене в церкви!» (1 Кор 14:34-35) «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены!...» (Ефес 5:22) «Рассудите сами, прилично ли жене молиться с непокрытой головой?» (1 Кор 11:13) Но Иисус относился к этому по-другому: «Симон Пётр сказал им: “Пусть Мария уйдёт от нас, ибо женщины недостойны Жизни (Истинной)!”. Иисус сказал: “Смотрите, Я направлю её, дабы сделать её мужчиной!… Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдёт в Царствие Небесное!”» (Евангелие от Фомы, 118). Мужчина, идя к Совершенству, должен дополнить себя женственностью, лучшим из того, что присуще лучшим женщинам. Женщина, идя к Совершенству, должна дополнить себя мужественностью, лучшим из того, что присуще лучшим мужчинам. В итоге и мужчина, и женщина забывают о поле своего нынешнего тела, становясь чистым сознанием, устремляющимся к Слиянию с Сознанием Творца. «... Когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной,... — тогда вы войдёте в Царствие (Отца)!» (Евангелие от Фомы, 27) «Меньшинства» Те, кто пренебрежительно относятся к чужому полу, гарантированно получат в следующий раз тела как раз того пола, причём в социальной среде той степени примитивизма, чтобы сполна испытать на себе это же пренебрежение. То же — и с национальным фактором, и с конфессиональным, и с проблемой «сексуальных меньшинств»: кто презирал или ненавидел людей из-за того, что они «не такие, как я», «не такие, как мы», — того Бог будет учить состраданию к чужой боли через их собственную боль. Это — одно из самых обычных у Бога правил воспитания нас. Для того-то Он и делает тела разных «меньшинств», чтобы воплощать в них тех грешников, которым эти «меньшинства» не нравились. Задача же наша — научиться через всё это не делить людей на «своих» и «чужих» ни по какому из признаков. «Мы все — дети Бога!» — этому учит нас Бог: «Нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех, призывающих Его!» (Рим 10:12) То же — и по любому другому человеческому внешнему признаку. Что же существенно при оценке людей — это их гуны. Причём любить надо всех, хотя и по-разному: кого-то — любовью-преклонением и почтением, кого-то — как мы любим детей, друзей, а кого-то — любовью-состраданием. Но только никого не ненавидеть и не презирать! «Так и ученик Бога. Если он мудрый — он постигает принципы обучения. Формы телесные не введут его в обман, но он посмотрит на состояние души каждого, (когда) заговорят с ним. Есть много животных в мире, имеющих (телесную) форму человека. Когда он распознает их, свиньям он бросит жёлуди, скотине он бросит ячмень, солому и траву, собакам он бросит кости, рабам даст всходы, детям он даст совершенное.» (Евангелие от Филиппа, 119)
|