КУЛЬТУРА И МЕДИА: ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тони Беннет Теории медиа и теории общества' "Массовый", "медиа", "коммуникации" (с. 30-32) Новые медиа, ассоциируемые в особенности с историей XIX и XX вв., - пресса, радио и телевидение, индустрия кино и звукозаписи -традиционно объединялись под заголовком "масс-медиа", и их изучение развивалось как составная часть социологии массовых коммуникаций. С одной стороны, эта унаследованная из прошлого лексика выполняет полезную описательную функцию; мы знаем, о чем говорится, когда используются такие термины как "медиа массовой коммуникации". Однако с другой стороны, эти термины могут оказаться безусловно обманчивыми....Если термин "масс-медиа" и имеет по-прежнему широкое распространение, то это происходит скорее в силу привычки, а не чего-либо другого; это удобный способ обозначать область исследования, а не средство определения того, как эта область должна изучаться, или установления предположений, из которых должно исходить исследование. Однако заслуживает внимания то, что в недавних исследованиях обнаруживалась тенденция группировать медиа под различными заголовками. Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер, например, создали словосочетание "индустрия культуры" в отношении коллективных действий медиа, тогда как совсем недавно Луи Альтюссер соединил медиа с семьей, церковью и системой образования под заголовком "идеологические государственные аппараты". Конечно же, проблема состоит не только в терминологии. Такие сдвиги в лексике были частью развития новых подходов к изучению медиа, в рамках которых связь между медиа-процессами и более широкими социальными и политическими отношениями истолковывается на языке, который существенно ' Перевод Л.Низамовой по: Bennett, Т. 'Theories of the Media, Theories of Society' in Ourevitch, M. et al. (eds.) Culture, Society and the Medici, London: Methuen, 1982, pp. 30- 35. отличается от языка, воплощенного в подходах более традиционной социологии массовых коммуникаций...' Я начну, во-первых, с традиции рассмотрения массового общества, корни которой уходят в середину XIX в., - традиции негативной оценки роли медиа. Развитие последних считалось опасным для целостности культурных ценностей элиты, в них также видели угрозу жизнеспособности политических институтов демократии или же считали, что развитие медиа угрожает в равной степени и тому, и другому. Затем я рассмотрю противоположные концепции либерально-плюралистических школ. В соответствии с этими предположениями, медиа, функционирующие как "четвертое сословие", играют важную роль в демократическом процессе посредством конституирования независимого от правительства источника информации. Считается, что они присоединяются к системе сдержек и противовесов, которые в либеральных демократиях должны предотвращать непропорциональную концентрацию власти в рамках какой-то одной ветви власти или у какой-то одной части населения. Далее, я рассмотрю критическую теорию Франкфуртской школы как пример попытки инкорпорировать критику массового общества и использовать ее с марксистской точки зрения. В заключение будут освещены новейшие попытки усовершенствовать марксистский подход к медиа как часть более общей теории идеологии (...) (С. 32)...Традиция изучения массового общества...никоим образом не представляет собой единую целостную концепцию. Она должна оцениваться скорее как широко определяемая "перспектива" [outlook], состоящая из ряда перекрестных тем - таких, как упадок "органического сообщества", рост массовой культуры, социальная атомизация "массового человека". Взятые вместе, они отразили полифонию негативных и пессимистических реакций на процессы индустриализации, урбанизации, развития политической демократии, становления народного образования и появления современных форм "массовой коммуникации" (...)
|