Корни национализма
Многие историки согласятся с тем, что как идеология и дискурс национализм восторжествовал в Северной Америке и Западной Европе во второй половине XVIII в., а вскоре после этого утвердился и в Латинской Америке. Среди дат, часто выделяемых для обозначения времени пришествия национализма, называют 1775 г. (первый раздел Польши), 1776 г. (Американская Декларация независимости), 1789 и 1792 гг. (начало и второй этап Французской революции), а также 1807 г. (“Обращение к немецкой нации” Фихте). Этот ранний идеологический этап был пропитан неоклассицизмом, сознательным возвратом в литературе, политике и искусстве к классической древности и, прежде всего, к патриотизму и солидарности Спарты, Афин и республиканского Рима....Довольно быстро ему на смену пришли более разнообразные течения, которые в своей совокупности попадали под общее определение романтизма....Действительно, в неоклассицизме мы можем усмотреть раннюю, преромантическую фазу:...как для Руссо, так и для Гердера было характерно смешение восхищения классической добродетелью с любовью к природе и простой жизнью, протекающей в согласии опыта и чувства. Национализм как идеологическое течение возник не на пустом месте. По мнению ряда ученых, его появление было подготовлено тысячелетней историей христианства, другие связывают его начало с изобретением печатного станка и в особенности с появлением газет. Представляется возможным также выявить ключевые националистические мотивы, восходящие к эпохе классического гуманизма городов Северной Италии, в особенности Флоренции XV - начала XVI вв. (от Бруно Латини до Макиавели). Безусловно, сильный и осознанно классицистский акцент на гражданской добродетели и солидарности стал важным компонентом позднего гражданского национализма....Это в свою очередь приблизило появление греческой и римской моделей...патриотизма полиса с его идеологическим противопоставлением греческих свобод варварскому рабству. Вероятно, еще более значимым было наследие Древнего Израиля, развитое пуританами вослед Реформации. Параллели, которые они проводили между избранничеством и преследованием сынов Израилевых и своей собственной участью, их ветхозаветная интерпретация собственных страданий от рук враждебных им государственных властей придали сильный импульс росту национального чувства среди средних слоев английского и голландского общества в XVI - XVII вв. По этим идеологическим каналам в современный национализм перешла доктрина этнической избранности, которая, по всей вероятности восходя к древним евреям, получила широкое распространение на Ближнем Востоке, в Европе и Восточной Африке; кроме то- го, аналоги этого чувства можно обнаружить и в таких удаленных частях света, как Япония. События в социальной и политической сферах, имевшие место в этот период, все более способствовали подъему наций, национальных государств и национализма.... Новое явление XVIII в. - широкомасштабное отчуждение интеллектуалов от общества и политики,...что было следствием разочарования как в гражданской жизни, так и в политике абсолютизма. (...) (...) Неудача с воссоединением Европы по образцу Римской империи и усиление соперничавших между собой абсолютистских государств указывают на то, что территориальная и экономическая основа национальных государств была хорошо подготовлена еще в конце XV в., если не раньше. (...) Торговая конкуренция и войны,...равно как и возникшие позднее абсолютистские режимы Пруссии, Австрии и России привели к усилению связей между городским капитализмом и монархиями и подтолкнули монархов к тому, чтобы мобилизовать и стандартизировать подвластные им народы при помощи религии, образования и даже языка. Верность государю все чаще ассоциировалась с патриотизмом, чувством самоотождествления с определенной страной, ее территорией и народом. (...)
|