Студопедия — Психология бессознательного 31 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психология бессознательного 31 страница






2. Одна медицинская газета, на обложке которой стояло так­же и мое имя, поместила прямо-таки «уничтожающую» критику одного совсем молодого референта по поводу книги моего друга Ф. из Берлина. По этому поводу я говорил с редактором, который, правда, выразил свое сожаление, но отказал­ся поместить возражение. После этого я прекратил отношения с газетой и в своем письменном отказе выразил редактору надежду* что наши личные отношения от этого случая не пострадают. Данный случай, собственно, и является источ­ником сновидения. Отрицательный прием, оказанный работе моего друга* произвел на меня глубокое впечатление: эта работа, по моему мнению, содержала фундаментальное биологическое откры­тие, которое лишь теперь — спустя 4 года — начинает оценивать­ся специалистами.

3* Одна больная рассказала мне недавно историю болезни свое-

го брата, который впал в помешательство с криком *N a t u г, N a t и г»*. Врачи думали, что восклицание это относится к чте­нию прекрасной статьи Гёте и что оно указывает на переутом­ление больного от занятий. Я сказал, что мне представля­ется более вероятным, что восклицание «природа» нужно понимать в том половом смысле, который известен и необразован­ным. И тот факт, что несчастный больной впоследствии изуродо­вал себе половые органы, во всяком случае подкрепил мое предпо­ложение. Когда произошел первый припадок, этому больному бы* ло 18 лет.

В сновидении прежде всего за моим Я скрывается мой так плохо встреченный критикой друг («я стараюсь несколь­ко выяснить себе обстоятельства времени»). Книга моего друга посвящена именно исследованию некоторых вопросов о длительности жизни; между прочим, автор говорит также о продолжительности жизни Гёте, которая равна очень зна­чительному в биологии числу дней. Однако мое Я уподобляется затем паралитику («я не знаю точно, какой у нас теперь го д»). Таким образом, сновидение представляет моего друга паралитиком, изобилуя при этом нелепостями. Скрытые же мысли гласят иронически: «Конечно, он — сумасшедший дурак, а вы — гении и больше всех понимаете; а не вернее ли будет о б-ратное». Эта инверсия широко использована в содержа­нии сновидения; так, например, Гёте нападает на молодого человека; это, конечно, нелепо, ибо в наше время всякий моло* дой человек легко может критиковать великого Гёте.

Я мог бы сказать, что каждое сновидение исходит только из эгоистических побуждений. Мое Я во сне не только замещает моего друга, но изображает также и меня самого; я отождествляю себя с ним: судьба его открытия представляется мне образцом того, как будет принято мое собственное открытие; когда я выступлю со своей теорией, подчеркивающей в этиологии психо­неврозов влияние половой сферы (ср. намеки на больного с возгла­сом «природа»), то меня ожидает такая же критика, и я уже теперь также смеюсь над ней. Вскрывая далее свои скрытые мысли, я постоянно нахожу насмешку и издевку как коррелят нелепостей в сновидении. Случайная находка в Вене­ции надтреснутого черепа овцы, как известно, навела Гёте на мысль о так называемой позвоночной теории черепа**. Мой друг хвалится, что, будучи студентом, он поднял целую бурю для устра­нения одного старого профессора, который, имея в прошлом заслу­ги (между прочим, и в указанной выше области сравнительной анатомии), сделался затем вследствие старческого слабо­умия неспособным к преподаванию* Поднятая им (другом) аги-

* Natur — доел, природа, натура, В южнонемецком также (эвфемизм) — срам, половые органы.— Примеч. ред. перееода.

** Теория происхождения черепа из видоизмененных разросшихся и сросшихся между собой позвонков,— Примеч. ред. перевода.

тация помогла предотвратить беду> создавшуюся в силу того, что в немецких университетах не положен возрастной предел акаде­мическому преподаванию. Но возраст не гарантирует от глупости. Несколько лет я служил в одной больнице при старшем враче, который, будучи давно уже дряхлым и с де­сяток лет заведомо слабоумным, продолжал занимать свою ответственную должность. Здесь мне вспоминается находка Гёте в Венеции. Молодые коллеги по больнице применили как-то к этому старику популярную в то время песенку: «Ни один Гёте этого не воспел* ни один Шиллер этого не описал» и т. д..

VII

Мы не закончили еще оценки работы сновидения. Кроме сгуще­ния, смещения и наглядной переработки психического материала необходимо приписать работе сновидения еще другого рода функ­цию, заметную, впрочем, не во всех сновидениях, Я не стану подробно описывать эту часть работы сновидения, но хочу лишь указать, что о ее сущности можно составить себе представление, если предположить — может быть, не совсем верно — что рабо­та сновидения действует иногда на сновиде­ние уже после его образования. Она заключается в том, чтобы расположить составные элементы сновидения в такой порядок, при котором они находились бы между собой в связи и сливались бы в одно цельное сновидение. Таким образом, сновиде­ние приобретает нечто вроде фасада, который, конечно, не во всех пунктах прикрывает его содержание, и при этом первое предвари­тельное толкование, которому способствуют вставки и легкие изме­нения. Но такая обработка сновидения становится возможной лишь благодаря тому, что работа сновидения при этом ничем не смущается и вообще обнаруживает резкое непонимание скрытых мыслей; поэто­му, когда мы приступаем к анализу сновидения, нам прежде всего необходимо отбросить эти попытки толкования,

В этой части цель работы сновидения становится особенно прозрачной: это — стремление сделать сновидение более понятным. Это обстоятельство указывает также и на характер такой переработки; последняя относится к соответствен­ному содержанию сновидения, так же как наша нормальная деятель­ность— к содержанию любого восприятия: она прилагает к нему известные готовые представления и уже при самом восприятии в целях понятности располагает элементы последнего в опреде­ленном порядке; однако такая переработка рискует исказить воспри­ятие, и действительно, если не удастся связать его с чем-либо известным, она приводит к самым странным недоразумениям. Ведь известно, что мы не в состоянии смотреть на ряд чуждых нам зна­ков или слушать незнакомые слова без того, чтобы не видоизме­нять их с целью сделать понятными н связать с чем-либо знакомым для нас.

Сновидения, подвергшиеся такой обработке со стороны такой

психической деятельности* полностью аналогичной мышлению в бодрствующем состоянии, можно назвать хорошо сочиненными. В других сновидениях эта деятельность совершенно отсутствует; в них даже не делается попытки упорядочить и истолковать их, так что по пробуждении мы, чувствуя себя тождественными с этой последней частью работы сновидения, говорим, что оно было «совершенно спутанным». Однако сновидение, представляющее беспорядочную кучу бессвязных отрывков, имеет для анализа такую же ценность, как и сновидение, хорошо сделанное и имеющее приглаженный внешний вид; в первом случае нам не приходится тратить усилий на разрушение того, что создано последней функцией работы сновидения, Не следует, однако, заблуждаться и считать, что этот фасад сновидения не представляет из себя ничего иного, как просто невразумительную и довольно произвольную перера­ботку содержания сновидения сознательной инстанцией нашей ду­шевной жизни. Нередко для создания фасада сновидения исполь­зуются фантазии-желания, которые находят себе воплощение в мыслях сновидения и по типу аналогичны известным нам из бодрство­вания так называемым «снам наявуя. Желания-фантазии, которые анализ открывает в ночных сновидениях, зачастую выступают как повторения и переработки сцен в детстве; фасад сновидения откры­вает нам собственное ядро сновидения, непосредственно подверг­шееся искажению во многих сновидениях путем смешения с другим материалом. В работе сновидения невозможно более открыть Дру­гих типов деятельности, кроме четырех вышеупомянутых.

Если твердо придерживаться того положения, что «работа снови­дения» означает переработку скрытых мыслей в содержание снови­дения, то нужно сказать, что работа сновидения вообще ничего не создает, не проявляет своей собственной фантазии, не рассуж­дает, не умозаключает и что вообще функции ее заключаются только в сгущении материала, смещении его и наглядном его представлении, к которым присоединяется иногда еще последний непостоянный элемент — истолковывающей переработки. В содер­жании сновидения встречаются, правда, и такие элементы, которые можно было бы принять за продукт высшей психической деятель­ности; но анализ всегда обнаруживает, что эти интеллекту­альные операции имели место уже в скрытых мыслях, откуда сновидение их лишь заимст­вует. Логическое заключение в сновидении есть не что иное, как повторение заключения из скрытых мыслей. Оно бывает неопро­вержимым, если переходит в сновидение без изменения; оно стано­вится бессмысленным, если работа сновидения переносит его на другой ^материал. Вычисление во сне указывает на таковое же

в скрытых мыслях; но тогда как в последнем случае вычисле­ние всегда правильно, во сне оно может в силу сгущения элемен­тов и смещения на другой материал дать самый нелепый резуль­тат. Даже встречающиеся в сновидении речи не сочинены вновь; они оказываются составленными из отрывков речей, произнесенных

или слышанных раньше и воспроизведенных теперь в скрытых мыслях; при этом слова воспроизводятся самым точным образом, повод же к их произнесению игнорируется и смысл жестоко извра­щается. Быть может, не излишне подкрепить последние указания примерами.

1, Невинно звучащее и хорошо сочиненное сновидение одной пациентки гласит:

Она идет на рынок со своей кухаркой, которая несет корзину. Мясник в ответ на ее требование чего-то говорит; «Этое о уже нет»,— и хочет дать ей что-нибудь другое с замечанием: #Это тоже хорошо». Она отказывается и идет к зеленщице. Послед­няя предлагает ей пучок какой-то странной зелени черного цвета. Она говорит: ъЭтого я не знаю (kenne) и не возьму».

Слова «этого уже нет* находятся в связи с историей ее лече­ния. Я сам за несколько дней до того объяснял пациентке, что воспоминания раннего детства уже не существуют как таковые, а заменяются метафорами н сновидениями; значит, в ее сновидении в качестве мясника фигурирую я.

Другие слова: «этого я не знаю» — были произнесены при совершенно других условиях. За день до сновидения она крик­нула своей кухарке, которая, впрочем, тоже фигурирует в сновиде­нии: «Ведите себя прилично, этого я не признаю (kenne)» (т. е. такого поведения не признаю и не понимаю). Более невинная часть этой фразы попала, в силу смещения, в сновидение; в скрытых же мыслях главную роль играла другая часть фразы; дело в том, что в данном случае работа сновидения изменила крайне наивно и до полной неузнаваемости созданную воображением больной ситуацию, где я веду себя в некотором роде неприлично по отношению к ней. А эта воображаемая ситуация, в свою очередь, является лишь «новым изданием* пережи­вания пациентки, имевшего когда-то место в действительности.

2. Вот другой как будто лишенный всякого значения сон, в котором встречаются числа. Г-же А снится, будто ей нужно упла­тить за что-то: дочь ее берет у нее из кошелька 3 фл. 6 5 к р., но мать говорит ей: «Что ты делаешь? Это ведь стоит только 21 крейцер».

Видевшая сон была иногородней; она поместила своего ребенка в какое-то воспитательное заведение в Вене и могла продолжать лечение у меня до тех пор, пока в Вене оставалась ее дочь* В день накануне сновидения заведующая заведением советовала матери оставить ребенка еще на год; в этом случае она продлила бы и свое лечение на год. Числа в сновидении приобретают зна­чение, если вспомнить, что «время — деньги». Один год равен 365 дням, в крейцерах 365 к р. или 3 ф л* 65 к р.; 21 крейцер соответствует трем неделям, которые оставались со дня сновидения до конца учения и, следовательно, до конца лече­ния. По-видимому, именно денежные соображения заставили эту даму отклонить предложение заведующей, и в силу этих же сооб-

pa жений в сновидении фигурирует небольшая денежная сумма.

3. Молодая, но находящаяся уже несколько лет в замужестве дама узнает, что ее знакомая сверстница Элиза Л, помолвлена. По этому поводу ей приснилось следующее:

Она со своим мужем сидит в театре, и одна сторона партера совершенно пуста. Муж рассказывает ей, что Элиза Л. и жених ее также хотели пойти, но могли достать только плохие места, три места за 1 ф л. 5 0 к р., а таких они не хотела взять. Она думает, что в этом не было бы беды*

Здесь нас интересует, как эти числа возникли из материала скрытых мыслей и каково испытанное ими превращение* Откуда возникли эти 1 ф л. 5 0 к р.? По незначительному поводу преды­дущего дня: ее невестка получила в подарок от своего мужа 15 0 ф л, и поторопилась растратить их, купив себе на эту сумму ка­кое-то украшение. Заметим, что 150 фл. в 100 раз больше, чем 1 ф л. 5 0 к р. Для цифры <три», относящейся к театральным билетам, имеется лишь та связь» что невестка Элизы Л. ровно на три месяца моложе этой дамы, видевшей сон. Ситуация в сновиде­нии является воспроизведением небольшого случая, которым муж ее часто дразнил: она однажды очень торопилась достать заблаговременно билеты на одно представление; когда же она явилась в театр, одна сторона партера была почти пуста; ей, следовательно, незачем было так торопиться* Не оставим, наконец, без внимания и ту нелепость в сновидении, что два лица хотят взять три билета в театр* Скрытые мысли здесь таковы: «Это ведь было бессмысленно выходить так рано замуж; мне незачем было так торопиться, На при­мере Элизы Л. я вижу, что всегда могла бы найти мужа и даже в сто раз лучшего (мужа, сокровище — Schatz), если бы только подождала. За свои деньги (приданое) я могла бы купить трех таких мужей».

VIII

Познакомившись в предыдущем изложении с работой сновиде­ния, читатель, пожалуй, будет склонен рассматривать ее как со­вершенно особенный процесс, не имеющий, насколько известно, подобного себе; на работу сновидения как бы переходит то стран­ное ощущение, которое обыкновенно вызывается у нас продуктом этой работы, т+ е. сновидением. Но в действительности работа сно­видения впервые знакомит нас лишь с одним из целого ряда пси­хических процессов, на почве которых возникают истерические симптомы, навязчивый страх, навязчивые и бредовые идеи, Сгу­щение и прежде всего смещение являются всегда характерными чертами также н для этих процессов; наоборот, наглядное представ* ление остается своеобразной чертой работы сновидения. Если это объяснение ставит сновидение рядом с созданиями больной пси­хики, то тем важнее для нас узнать существенные условия возникно­вения таких процессов, как сновидение. Читатель, вероятно, будет

удивлен, когда услышит, что к этим обязательным условиям не относятся ни состояние сна, ни болезнь; целый ряд явлений повсе­дневной жизни здоровых людей — забывчивость, обмолвки, промахи и известный род заблуждений — обязан своим возникновением такому же психическому механизму, как и сновидение.

Среди отдельных функций работы сновидения более всего по­разительно смещение, являющееся центральным пунктом всей проб­лемы, При исследовании в проса мы узнаем, что явление смеще­ния обусловливается чисто психологическими моментами: оно явля­ется чем-то вроде мотивировки. Чтобы обнаружить послед­нюю, необходимо дать оценку тем фактам, с которыми мы неиз­бежно сталкиваемся при анализе сновидения. Так, при анализе

первого сновидения я вынужден был прервать изложение скрытых мыслей ввиду того, что среди них, как я признался, были такие, которые я по важным соображениям предпочитаю скрыть от посто­ронних. К этому я добавил, что если вместо данного сновидения взять для анализа какое-нибудь другое, это делу не поможет; в каждом сновидении с темным или спутанным содержанием я натолк­нусь на скрытые его мысли, требующие сохранения тайны. Но если я продолжаю анализ для себя самого и не принимаю во внимание других, для которых ведь и не предназначено такое личное пере­живание, как сновидение, то я добираюсь, наконец, до таких мыс­лей, которые ошеломляют меня, которых я в себе не знал и которые мне не только чужды, но и неприятны; я готов энергично оспаривать их, но протекающая в анализе ассоциация идей непреодо­лимо навязывает мне их. Это общее положение вещей я могу объ­яснить только тем, что мысли эти действительно содержались в моей душевной жизни и обладали известной психической интенсив­ностью или энергией, но находились в своеобразном психологи­ческом состоянии, в силу которого не могли сделаться сознательными. Я называю это особенное состояние в ы-теснением. И я не могу не видеть причинной связи между не­ясностью сновидения и вытеснением некоторых скрытых мыслей, т. е. неспособностью их достигнуть сферы сознания; а отсюда я заключаю, что сновидение должно быть неясным для того, чтобы не выдать запретных скрытых мыс­лей. Таким образом, я прихожу к представлению об искаже­нии сновидения, которое является продуктом работы снови­дения и имеет своей целью замаскировать, т.е. скрыть, что-нибудь.

Я попытаюсь теперь на примере избранного мною для анализа сновидения спросить себя, какова же та скрытая мысль, которая проявилась в этом сновидении в искаженном виде и которая, будучи не искажена, вызвала бы с моей стороны самое резкое возражение. Я вспоминаю> что даровая поездка в карете напомнила мне о дорого обошедшихся мне в последнее время поездках в карете с одним членом моей семьи; далее, что толкование сновидения привело меня к мысли — «мне хотелось бы испытать разок любовь, которая

мне ничего не стоит», и, наконец, что я незадолго перед сновиде­нием истратил на это самое лицо большую сумму денег. В этой свя­зи я не могу отделаться от мысли, что мне жаль этих денег. И только когда я признаюсь в этом чувстве» приобретает смысл то обстоятельство, что я во сне хочу любви, не требующей от меня никаких расходов, И все-таки я вправе искренно сказать себе, что при решении затратить ту сумму я не колебался ни одного мгнове­ния; сожаление об этом, т. е. обратное побуждение, не достигло моего сознания; по каким причинам не достигло, это во всяком случае другой вопрос, ведущий далеко в сторону, и известный мне ответ па него принадлежит к другой связи идей.

Подвергая анализу не свое собственное, а сновидение друго­го лица, я приду к тем же выводам, хотя соображения, на которых будут основываться мои выводы, будут иными. Если я имею дело со сновидением здорового человека, то у меня нет иного средства заставить его признать обнаруженные и неосознанные им скрытые мысли, как указать на общую связь всех скрытых мыслей сновиде­ния. Если же я имею дело с нервнобольным, например истериком, то признание вытесненной мысли является для него обязательным вви­ду связи этой последней с симптомами его болезни и ввиду улучше­ния, наступающего у него при замене симптомов болезни неосознан­ными мыслями. Например, у больной, которой принадлежит послед­нее сновидение с тремя билетами за 1 фл. 50 кр., анализ должен допустить, что она не ценит своего мужа, сожалеет о браке с ним и охотно заменила бы его другим; она, конечно, утверждает, что любит его и что ее сознание ничего не знает об этой низкой оценке мужа {в 100 раз лучшего!); но все симптомы ее болезни приводят к такому же заключению, как и это сновидение, И после того как у больной были разбужены вытесненные воспоминания о том времени, когда она сознательно не любила своего мужа, болезненные симптомы исчезли, а с ними исчезло и ее сопротивление против вышеупомянутого толкования сновидения.

IX

Приняв понятие вытеснения и приведя факт искажения снови­дения в связь с вытесненным психическим материалом, мы в состоя­нии указать в общих чертах на полученные из анализа сновидений главные результаты. Относительно понятных и осмысленных сно­видений мы узнали, что они являются незамаскированными ис­полнениями желаний, т, е. что ситуация сновидения представляет исполненным какое-нибудь вполне заслуживающее внимания жела­ние, знакомое сознанию и оставшееся невыполненным наяву. В не­ясных и спутанных сновидениях анализ обнаруживает нечто вполне аналогичное: ситуация сновидения опять изображает исполненным какое-нибудь желание, выплывающее всегда из скрытых мыслей; но представлено оно в неузнаваемом виде, так что только анализ в со­стоянии вскрыть его. При этом желание либо само вытеснено н чуждо сознанию, либо самым тесным образом связано с вытеснен-

ными мыслями и выражается ими* Итак, формула этих сновиде­ний такова: они суть замаскированные исполне­ния вытесненных желаний. Любопытно отметить по этому поводу справедливость народного воззрения, рассматриваю­щего сновидение как предсказание будущего. В действительности в сновидении проявляется не то будущее, которое наступит, а то, наступление которого мы желали бы; народный дух и здесь посту­пает так, как он привык поступать в других случаях: он верит в то, чего желает.

С точки зрения исполнения желаний сновидения бывают трех родов- Во-первых, сновидения, представляющие невытеснен-ное желание в незамаскированном виде; таковы сновидения инфантильного типа, реже встречающиеся у взрослых. Во-вторых, сновидения, выражающие вытесненные желания в замаски­рованном виде: таково, пожалуй, огромное большинство всех на­ших сновидений, для понимания которых необходим анализ. В-треть­их, сновидения, выражающие вытесненные желания, но б е з или с недостаточной маскировкой их. Эти сновидения постоянно сопровождаются страхом, прерывающим сон; страх выступает здесь вместо искажения сновидения; в сновидениях же второй категории страх устраняется работой сновидения. Можно без осо­бых затруднений доказать, что представление, вызывающее теперь у нас во сне страх, было когда-то нашим желанием, а затем было вытеснено.

Существуют также ясные сновидения со страшным содержа­нием, которые, однако, не вызывают страха во мне; поэтому их не следует причислять к сновидениям третьей категорий. Такие снови­дения служили всегда доказательством того мнения, что сновиде­ния лишены всякого значения и психической ценности. Однако анализ одного примера покажет, что в таких случаях мы имеем дело с хорошо замаскированными исполнениями вы­тесненных желаний, т, е, со сновидениями второй категории; этот же пример может служить прекрасной иллюстрацией пригодности работы смещения для маскировки желаний* Девушка во сне видит единственного ребенка своей сестры мертвым при той же обста­новке, при которой она несколько лет назад видела мертвым пер* вого ребенка. При этом девушка не испытывает никакой жалости, но, конечно, протестует против того понимания, будто смерть ре­бенка соответствует ее желанию. Этого и не требуется: дело в том, что у гроба первого ребенка сестры она в последний раз видела и говорила с любимым человеком; если бы умер второй ребенок, то, вероятно, она опять встретилась бы в доме сестры с этим челове­ком, И вот она жаждет этой встречи, но протестует против такого чувства* В самый день сновидения она взяла билет на лекцию, объявленную все еще любимым ею человеком; ее сновидение есть просто «нетерпеливое» сновидение, как это обыкновенно бывает перед путешествием, посещением театра и другими ожидаемыми удовольствиями; чтобы скрыть это стремление, ситуация приме-

нена к случаю, который менее всего подходит для радостных чувств, но который оказал ей однажды услугу. Следует обратить внима­ние еще на то обстоятельство, что эмоции во сне соответствуют не получившемуся содержанию сновидения, а действительному, хотя и скрытому; ситуация в сновидении предвосхищает давно же­лаемое свидание и не дает никакого повода для тяжелых чувств*

X

Так как философам до сих пор не приходилось еще занимать­ся вопросом о психологии вытеснения, то позволительно в связи с неизвестной сущностью этого явления составить себе наглядное представление о процессе образования сновидения. Несмотря на сложность принятой нами схемы, мы все-таки не можем удовлетво­риться более простой схемой. По нашему мнению, в душевном аппарате человека имеются две мыслеобразующие инстанции, из ко­торых вторая обладает тем преимуществом, что ее продукты находят доступ в сферу сознания открытым; деятельность же первой инстан­ции бессознательна и достигает сознания только через посредство второй. На границе обеих инстанций, на месте перехода от первой ко второй, находится цензура, которая пропускает лишь угодное ей, а остальное задерживает. И вот Vo, что отклонено цензурой, находится, по нашему определению, в состоянии вытеснения. При известных условиях, одним из которых является сновидение, со­отношение сил между обеими инстанциями изменяется таким обра­зом, что вытесненное не может уже быть вполне задержано; во сне это происходит как бы вследствие ослабления цензуры, в силу которого вытесненное приобретает возможность проложить себе дорогу в сферу сознания. Но так как цензура при этом никогда не упраздняется, а лишь ослабляется, то она довольствуется та­кими изменениями сновидения, которые смягчают неприятные ей обстоятельства; то, что в таком случае становится осознаваемым, есть компромисс между намерениями одной инстанции и требова­ниями другой. Вытеснение, ослабление цензуры, об­разование компромисса — такова основная схема воз­никновения как сновидения, так и всяких психопатических представ­лений; при образовании компромисса как в том, так и в другом случае наблюдаются явления сгущения и смещения и возникают поверхностные ассоциации, знакомые уже нам по работе снови­дения*

Нет нужды скрывать, что известную роль в созданном нами объ­яснении сыграл элемент демонизма при работе сновидения. У нас действительно возникло впечатление* что образование неясных сно­видений происходит так, к а к будто одно лицо, находящееся в зависимости от другого, желает сказать то, что последнему не­приятно слушать; путем такого уподобления мы создали понятие об искажении сновидения и о цензуре и затем постарались перевести свое впечатление на язык несколько грубой, но зато наглядной психологической теории, К чему бы ни

свелись наши первая и вторая инстанции при дальнейшем иссле­довании, мы все же ждем подтверждения нашего предположения, что вторая инстанция распоряжается доступом к сознанию и может не допустить к нему, первую инстанцию.

По пробуждении цензура быстро восстанавливает свою прежнюю силу и тогда может отобрать все, что было завоевано у нее в пе­риод ее слабости. Что забывание сновидения — по крайней мере отчасти — требует именно такого объяснения, это явст­вует из опыта, подтвержденного бесчисленное количество раз. При пересказе сновидения, при анализе его нередко случается, что отры­вок, считавшийся забытым, вдруг вновь выплывает в памяти; этот извлеченный из забвения отрывок дает обыкновенно наилучший и ближайший путь к истолкованию сновидения; вероятно, в силу этого обстоятельства данный отрывок и был подавлен, т. е, забыт,

XI

Истолковав сновидение как образное представление исполне­ния желания и объяснив неясность его цензурными изменениями в вытесненном материале, нам уже нетрудно сделать вывод о функ­ции сновидения. В противоположность обычным разговорам о том, что сновидения мешают спать, мы должны считать сновидения хранителем сна. По отношению к детскому сну это утвержде­ние, пожалуй, не встретит возражений.

Наступление сна или соответственного изменения психики во сне, в чем бы оно ни состояло, обусловливается решением уснуть, ко­торое навязывается ребенку или принимается им добровольно вслед­ствие усталости; при этом сон наступает лишь при устранении внешних раздражителей, могущих поставить перед психикой вместо сна иные задачи. Нам известно, какие средства служат для устране­ния внешних раздражений;. но необходимо указать также на средства, которыми мы располагаем для подавления раздражений внутренних (душевных), также мешающих нам уснуть. Возьмем мать, усыпляющую своего ребенка; последний беспрестанно выра­жает какое-нибудь желание: ему хочется еще раз поцеловаться, он хочет еще играть; желания эти частью удовлетворяются, частью авторитетно откладываются на следующий день; ясно, что возни­кающие желания и потребности мешают уснуть. Кому не знакома забавная история (Болдуина Гроллера) о скверном маль­чугане, который, проснувшись ночью, орет на всю спальню: «Xq4y носорог а!» Спокойный ребенок вместо того, чтобы орать, в и-дел бы во сне» будто он играет с носорогом. Так как сновиде­ние, представляющее желание исполненным, принимается во сне доверчиво» то оно таким образом устраняет желание, и продол­жение сна становится возможным.

Нельзя не признать, что сновидение принимается доверчиво потому, что является нам в виде зрительного восприятия; ребенок же не обладает еще способностью, развивающейся позднее, отличать галлюцинации или фантазию от действительности,

Взрослый человек умеет различать это; он понимает также бесполезность хотения и путем продолжительного упражнения научается откладывать свои желания до того момента, когда они вследствие изменения внешних условий смогут быть удовлетворе­ны окольным путем. Соответственно этому у взрослого во сне редко встречается исполнение желания прямым психическим путем; воз­можно даже, что оно вообще не встречается; а все, что кажется нам созданным по образцу детского сновидения, требует гораздо более сложного объяснения. Зато у взрослого человека — и, пожалуй, у всех без исключения людей с нормальным рассудком — развивается дифференциация психического материала, отсутствующая у ребенка; появляется психическая инстанция, которая, будучи научена жиз­ненным опытом, строго господствует над душевными движениями, оказывая на них задерживающее влияние и обладая по отношению к сознанию и произвольным движениям наиболее сильными пси­хическими средствами. При этом часть детских эмоций, как бес­полезная в жизни, подавляется новой инстанцией, так что все вы­текающие из этих эмоций мысли находятся в состоянии вытеснения.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 291. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия