Студопедия — Психология бессознательного 30 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психология бессознательного 30 страница






Весьма нередко из длинного, сложного и в общем случае спу­танного сновидения выделяется особенно ясно один отрывок, в котором легко можно узнать исполнение желания, но кото­рый в то же время спаян с другим непонятным материалом. При попытке анализировать самые, по-видимому, прозрачные сно­видения взрослых приходится часто с удивлением констати­ровать, что они редко бывают такими простыми, как детские

сны, и что за исполнением желания в них кроется еще другой смысл. Решение загадок сновидений было бы, конечно, простым и удов­летворительным, если бы работа анализа давала нам возможность сводить также бессмысленные и спутанные сновидения взрослых к инфантильному типу исполнения какого-либо интенсивно ощущае­мого желания дня. Внешние признаки» конечно, не указывают на подобную возможность: сновидения взрослых по большей части наполнены самым безразличным и посторонним материалом, кото­рый отнюдь не указывает на исполнение желаний.

Прежде чем расстаться с детскими сновидениями —этими неза­маскированными исполнениями желаний, нам хотелось бы указать еще на одно давно замеченное главное, характерное свойство, кото­рое именно в этой группе обнаруживается в самом чистом виде* Де­ло в том, что каждое из этих сновидений можно заменить одним по­желанием: «ах, если бы прогулка по озеру еще продлилась» — «если бы я был уже умыт н одет» — «мне бы следовало припря­тать вишни вместо того, чтобы давать их дяде». Но сновидение со­держит в себе больше, чем одно пожелание: последнее является во сне уже исполненным* причем это исполнение представляется как бы реальным и совершающимся на глазах; материал сновидения состоит преимущественно, хотя и не исключительно, из ситуаций и по большей части из зрительных образов. Таким образом, в этой группе можно обнаружить своего рода частичную переработку, которую следует считать работой сновидения: мысли, выра­жающие пожелание на будущее, замещены кар­тиной, протекающей в настоящем.

' IV

Мы склонны допустить, что и в спутанных сновидениях имеет место подобное преобразование в ситуацию, хотя и нельзя знать, содержатся ли в них пожелания. Сообщенный вначале пример сновидения, в анализ которого мы несколько углубились, дает нам — по крайней мере в двух случаях — повод предполагать нечто подобное. При анализе я встречаюсь с тем фактом, что жена моя за столом интересуется другими, причиняя мне этим неприятность; в сновидении же содержится прямо противоположная картина; женщина, замещающая мою жену, вся поворачивается ко мне* Не дает ли неприятное переживание лучший повод к прояв­лению желания, чтобы дело обстояло наоборот? Это и происходит во сне, В такой же связи находится неприятная при анализе мысль, что мне ничего не доставалось даром, со словами женщины в снови­дении: «У вас ведь всегда были такие красивые глаза». Таким об­разом, противоречия между явным и скрытым содержанием снови­дения могут быть частью сведены к исполнению желаний.

Гораздо более бросается в глаза другой результат работы сно­видения» который ведет к возникновению бессвязных сновидений. Если сравнить на любом примере количество образов в сновидении с числом скрытых его мыслей, добытых путем анализа н лишь едва

прослеживающихся в самом сновидении, то нельзя сомневаться в том, что работа сновидения производит прекрасную концентрацию или сгущение. Вначале трудно составить себе представление о масштабе этого сгущения, но оно производит тем большее впечат­ление, чем глубже удается проникнуть в анализ сновидения. Тогда нельзя найти ни одного элемента сновидения, от которого бы ас­социативные нити не расходились по трем или более направлениям, ни одной ситуации, которая бы не была составлена из трех или более впечатлений и переживаний. Так, например, мне приснилось однажды нечто вроде бассейна, в котором по всем направлениям плавали купающиеся; в одном месте на краю бассейна стоял чело­век, наклонившись к одному купающемуся, как бы с намерением вытащить его. Ситуация была составлена из воспоминания об одном переживании в период полового созревания и из двух картин, одну из которых я видел незадолго перед сновидением. Картины эти изображали «Испуг в купальне» из швиндовского цикла «Прек­расная Мелузина» (см. разбегающихся купальщиц) и «Проточ­ные воды» какого-то итальянского художника; маленькое же пере­живание заключалось в том, что мне пришлось однажды увидеть, как учитель плавания в купальне помогал выйти из воды одной даме, которая замешкалась до наступления назначенного для муж­чин времени,

Ситуация в избранном для анализа примере вызывает у меня при анализе небольшой ряд воспоминаний каждое из которых внесло кое-что в содержание сновидения. Прежде всего это — маленькая сценка из периода моего ухаживания, о которой я уже говорил; имевшее тогда место рукопожатие под столом внесло в сновидение подробность «под столом», о которой я вспомнил позднее, О «пово­рачивании» ко мне тогда, конечно, не было речи; но из анализа я знаю, что этот элемент является исполнением желания в силу конт­раста и относится к поведению моей жены за табльдотом. За этим недавним воспоминанием скрывается подобная же, но более важная сцена после нашей помолвки, которая привела даже к ссоре на це­лый день. Доверчивость и опускание руки на колено относится к совсем иной связи воспоминаний и к совершенно другим лицам; этот элемент сновидения становится, в свою очередь, исходным пунктом двух новых отдельных рядов воспоминаний и т. д.

Скрытые мысли сновидения, соединяющиеся для. представления ситуации в сновидении, должны, конечно, заранее быть годными для этой цели: во всех составных частях должны быть налицо один или несколько общих элементов. Сновидение производит такую же работу, какФрэнсис Гальтон при производстве своих фа­мильных фотографий: сновидение как бы накладывает друг на дру-. га различные составные части; поэтому в общей картине на первый план отчетливо выступают общие элементы, а контрастирующие детали почти взаимно уничтожаются. Такой процесс объясняет отчасти также и своеобразную спутанность многочисленных элемен­тов сновидения. Исходя из этого, необходимо при толковании снови-

И 3. Фрейд 321

дений придерживаться следующего правила: если при анализе мож­но какую-нибудь неопределенность разрешить каким-либо «или — и л и>, то при толковании нужно заменить эту альтерна­тиву посредством «и», сделав каждый член ее исходным пунктом для независимого ряда вновь всплывающих мыслей.

Если между скрытыми мыслями сновидения нет общих чае­те й, то работа сновидения стремится создать их, чтобы сделать возможным общее изложение. Лучший способ сблизить две скрытые мысли, не имеющие ничего общего, заключается в изменении словес­ного выражения одной из них, соответственно которому изменяет­ся и выражение другой мысли. Это такой же процесс| как и стихосло­жение, при котором созвучие заменяет искомую общую часть. Боль­шая часть работы сновидения заключается в создании подобных — часто очень остроумных, но часто также и натянутых — связующих мыслей; последние, исходя из общей картины сновидения, прости­раются до скрытых его мыслей, которые бывают различны по форме и содержанию и выплывают лишь при анализе сновидения. Точно так же и при анализе взятого нами сновидения мы встречаемся с подобным случаем внешнего изменения мысли для согласования ее с другой, по существу чуждой ей мыслью, Так, при продолжении анализа я наталкиваюсь на следующую мысль: я хотел бы ра­зок также получить чт о-н ибудь даром* Но эта фра­за непригодна для общего содержания сновидения и потому заменена другой формой: я хотел бы насладиться че м-н ибудь без расходов (Kosten). Последнее слово вторым своим значением [в немецком языке] (пробовать) годится уже для круга идей при табль­доте и может быть применено к фигурирующему в сновидении шпи­нату. Когда подают на стол какое-нибудь блюдо, от которого дети отказываются, то мать пытается, конечно, сначала ласково угово­рить детей: попробуйте хоть немного* Конечно, нам может показаться странным, что работа сновидения так ловко поль­зуется двойным смыслом слов; но опыт показал, что это — самое обыкновенное явление.

Сгущением образов в сновидении объясняется появление некото­рых элементов, свойственных только ему и не находимых в нашем сознании наяву, Таковы составные и смешанные лица н странные смешанные образы, которые можно сравнить с создан­ными народной фантазией на Востоке причудливыми животными; последние, однако, имеют в нашем представлении определенную застывшую форму, между тем как сновидение постоянно создает но­вые сложные образы в неисчерпаемом богатстве. Каждый знаком с такими созданиями по своим собственным сновидениям. Способы их образования весьма различны. Я могу создать составной образ лица, либо наделяя его чертами двух разных лиц, либо давая ему облик одного, а имя другого, либо представляя себе визуально одно лицо и ставя его в положение, в котором находилось другое. Во всех этих случаях соединение различных лиц в одного их представителя в сновидении вполне осмысленно: оно имеет в виду сопоставление

оригиналов с известной точки зрения, которая может быть упомя­нута и в самом сновидении. Но обыкновенно только путем анализа можно отыскать эти общие черты слитых в одно лиц, а образование таких лиц в сновидении лишь намекает на эти общие черты.

Таким же многообразным путем и по тем же причинам возникают неизмеримо богатые по содержанию композиции сновидения, при­меров которых я не стану приводить. Они перестанут казаться стран­ными, если не сопоставлять их с объектами восприятий наяву» а иметь в виду, что они представляют собой результат сгущения об­разов сновидения и выделяют в сокращенном виде общие черты скомбинированных таким образом объектов. Но эта общность и в данном случае выясняется по большей части только путем анализа; работа сновидения как бы говорит: все эти явления имеют к а к о й-т о общий X, Разложение этих композиций путем анали­за часто ведет кратчайшим путем к истолкованию сновидения, Так, мне снилось однажды, что я сижу на одной скамье с одним из своих прежних университетских учителей, причем скамья эта на­чинает быстро двигаться среди других скамей. Эта картина является комбинацией аудитории с Trottoir roulant*, дальнейшее развитие мысли я не прослеживаю. В другой раз во сне я сижу в вагоне и держу на коленях какой-то предмет, имеющий форму шляпы-ци­линдра и сделанный из прозрачного стекла. По поводу этой картины мне тотчас приходит в голову пословица: со шляпой в руке можно пройти по всей стране**. Стеклянный цилиндр напомина­ет косвенно аузровскую горелк у***, и я тут же узнаю, что хотел бы изобрести что-нибудь, что помогло бы мне сделаться таким не богатым и независимым, как мой земляк д-р Ауэр фон Вельсбах: тогда я мог бы путешествовать вместо того, чтобы си­деть в Вене» В сновидении я путешествую со своим изобретением — стеклянной шляпой-цилиндром, которая, впрочем, еще не вошла в употребление. Особенно охотно работа сновидения соединяет в одной комбинации два противоречащих друг другу представления* Так, например, одна женщина видит во сне у себя в руках высокий цветочный стебель, как у ангела на картинах благовещения девы Марии (ее называют — непорочная дева Мария); но стебель покрыт большими белыми цветами, похожими на камелии (противополож­ность непорочности — дама с камелиями).

Большую часть того, что мы узнали относительно происхожде­ния образов во сне, можно выразить в следующей формуле: каждый элемент сновидения в избытке определяется скрытыми мыслями сновидения и обязан своим происхождением не одному элементу этих мыслей, а целому ряду их; однако последние не

* Trottoir rout ant <— движущийся тротуар*— Примеч. ред. перевода, ** Дословный перевод немецкой пословицы. По смыслу примерно соответству­ет русской; *На добрый привет — добрый ответ*.— Примеч. ред. перевода*

*** Ауэровская горелка — одна из типов газовых горелок, используемых в начале века для освещения.— Примеч. ред. перевода.

И* 323

тесно связаны между собой, а относятся к различнейшим облас­тям переплетения мыслей. В содержании сновидения каждый элемент является по существу выражением всего этого разнообразного материала. Помимо того, анализ вскрывает еще и другую сторону сложного соотношения между содержанием снови­дения и скрытыми его мыслями: подобно тому, как от каждого эле­мента сновидения идут нити ко многим скрытым мыслям, так и каждая скрытая мысль сновидения выражает­ся обыкновенно не одним, а несколькими эле­ментами сновидения; ассоциативные нити не идут просто от скрытых мыслей к содержанию сновидения, а многократно скрещиваются и переплетаются.

Наряду с превращением мыслей в ситуацию («драматизацией*) наиболее важным и своеобразным признаком работы сновидения является сгущение. Но до сих пор нам еще ничего не известно о мотивах, побуждающих нас к такому сгущению содержания.

V

В сложных и спутанных сновидениях, которыми мы теперь заняты, нельзя объяснять все несходство между содержанием сновидения и скрытыми его мыслями только сгущением и драматизацией. Име­ются доказательства влияния еще и третьего фактора, который заслуживает тщательного исследования.

Когда мне удается путем анализа докопаться до скрытых мыс-лей сновидения, то я прежде всего замечаю, что явное содержание сновидения состоит совсем из другого материала, чем скрытое. Конечно, это — только внешняя разница, исчезающая при внима­тельном исследовании, ибо в результате все содержание сновиде­ния можно найти в скрытых мыслях и почти все эти мысли нахо­дят себе выражение в содержании сновидения. Но из этой разни­цы все-таки кое-что остается еще после анализа. То, что в снови­дении выступало отчетливо на первый план как существенное, должно после анализа удовольствоваться весьма подчиненной ролью среди других скрытых мыслей сновидения; наоборот, те из последних, которые по свидетельству моих чувств имеют право на самое большое внимание в сновидении* либо совсем отсутствуют, либо выражены отдаленными намеками в неясных частях его* Это явление я могу описать еще следующим образом: во время работы сновидения психический акцент смещается с мыслей и представлений, которыми они обладают по праву, к другим, не-имеющим, по моему суждению, никакого права на такое выделе­ние; ни один процесс не помогает так сильно, как этот, скрыть смысл сновидения и сделать непонятной связь между содержа­нием сновидения и скрытыми его мыслями, Во время этого про­цесса, который я назову смещением в сновидении, наблюдается также замещение психического напряжения, зна­чимости и аффективной наполненности мыслей живостью образов» Наиболее ясное в содержании сновидения кажется обыкновенно

самым важным, между тем как раз в неясной части сна часто можно обнаружить самую непосредственную связь с наиболее су­щественной скрытой мыслью сновидения.

То, что я назвал смещением в сновидении, можно было бы назвать также переоценкой психических ценнос­тей. Для полной оценки данного явления необходимо еще ука­зать на то, что эта работа смещения, или переоценки, весьма неодинакова в различных сновидениях: бывают сновидения, обра­зовавшиеся почти без всякого смещения и являющиеся в то же время вполне осмысленными н понятными, каковы, например, не­замаскированные исполнения желаний в сновидении; в других сновидениях, наоборот, ни одна из скрытых мыслей не сохрани­ла своей собственной психической ценности и все существенное скрытых мыслей замещено второстепенным, Между этими двумя формами наблюдается целый ряд постепенных переходов: чем тем­нее и спутаннее сновидение, тем большее участие в его создании можно приписать процессу смещения.

Избранный нами для анализа пример обнаруживает такое сме­щение, в силу которого содержание сновидения и скрытых его мыслей имеет центры в разных пунктах: в сновидении на пер­вый план выступает ситуация, будто какая-то женщина делает мне авансы; в скрытых же мыслях центр тяжести покоится на желании отведать разок бескорыстную любовь, «которая ничего не стоите; последняя мысль скрывается только за разговорами о красивых глазах и отдаленным намеком в слове «шпинат».

Исправляя путем анализа произведенное в сновидении смеще­ние, мы приходим к совершенно неоспоримым выводам относитель­но двух спорных проблем сновидения, именно: относительно побу­дителей сновидения и связи последнего с бодрствованием. Есть сновидения, которые сразу обнаруживают свою связь с дневны­ми переживаниями; в других же нельзя отыскать этой связи. Однако анализ доказывает, что каждое сновидение без исключения связа­но с каким-либо впечатлением последних дней или, вернее, послед­него дня перед сновидением. Впечатление, играющее роль побуди­теля сновидения, может быть так значительно, что наяву нас не удивляет интерес к нему; в этом случае мы справедливо считаем сновидение продолжением важных интересов дня. Но обыкно­венно, если содержание сновидения имеет какое-либо отношение К дневному впечатлению, последнее бывает так ничтожно и так легко забывается, что мы лишь с трудом припоминаем его. Снови­дение, будучи даже связным и понятным, как будто интересует­ся самыми безразличными мелочами, которые наяву не могли бы вызвать никакого интереса. Пренебрежение к сновидению в значи^ тельной степени объясняется тем, что оно оказывает такое предпочте­ние безразличному н неважному.

Но анализ разрушает внешнюю видимость, с которой связана эта низкая оценка сновидения. Там, где сновидение выставляет на первый план в качестве побудителя безразличное впечатление,

анализ обыкновенно обнаруживает значительное и справедливо волнующее переживание, которое в сновидении входит в обширные ассоциативные связи с безразличным переживанием и замещает­ся им. Там, где сновидение занято лишенными значения и интере­са представлениями, анализ вскрывает многочисленные связи, соединяющие это неважное с весьма значимым. Когда мы в содержании сновидения находим безразлич­ное впечатление вместо' волнующего и безраз­личный материал вместо интересного, то это нужно рассматривать как результат работы смешения»

Придерживаясь теперь взглядов, выработанных нами при заме­щении явного содержания сновидения скрытым, нужно на вопрос о побудителях сновидения и о связи последнего с повседневной жизнью ответить следующим образом: сновидение никог­да не интересуется тем, что не могло бы при­влечь нашего внимания днем, и мелочи, не вол­нующие нас днем, не в состоянии преследовать нас и во сне.

Каков же побудитель сновидения в избранном нами для ана­лиза примере? Это — незначительное переживание, заключаю­щееся в том, что приятель дал мне возможность проехаться даром в карете. Картина за табльдотом в сновидении содержит намек на этот незначительный факт, ибо в разговоре с приятелем я при­вел карету с таксометром в параллель с табльдотом. Но я могу также указать и на важное переживание, которое замещено во сне этим незначительным: несколько дней перед тем я истратил много денег на одного дорогого мне члена моей семьи. И вот скрытые мысли сновидения как бы говорят; было бы нисколько не удивительно, если бы то лицо отблагодарило меня — любовь его не была бы бесплатной. Бесплатная же любовь, по-видимому, стоит среди моих скрытых мыслей на первом плане* И то обстоя­тельство, что я с указанным родственником незадолго перед тем несколько раз ездил в карете, приводит к тому, что поездка с моим приятелем напоминает мне об отношениях к первому. Для того чтобы какое-нибудь незначительное переживание могло сде­латься побудителем сновидения, необходимо еще одно условие, не нужное для действительного источника сновидения: это пере­живание должно быть всегда недавним, т. е. относиться ко дню перед сновидением.

Я не могу оставить вопроса о смещении сновидений, не упомянув еще об одном удивительном явлении, которое наблюдается при обра­зовании сновидения под влиянием сгущения и смещения. При рас­смотрении сгущения мы уже имели возможность познакомиться с таким случаем, когда два скрытых за сновидением представления, имея что-либо общее между собой или какую-нибудь точку соприкос­новения, замещаются в сновидении смешанным представлением, в котором более ясная суть соответствует общим, а неясные подроб*

ности — частным чертам обоих представлений. Если к этому сгущению присоединяется еще и смещение, то образуется не смешан­ное представление, а некое общее среднее, которое относится к отдельным элементам так, как в параллелограмме сил составляющие относятся к равнодействующей. Так, например, в одном из моих сновидений речь идет о впрыскивании пропилена. При анализе я прежде всего нахожу в качестве побудителя сновидения незначи­тельное переживание, в котором некоторую роль играет амилен (химический препарат)* Пока я еще не могу объяснить смешения амилена с пропиленом. Но к кругу идей того же сновидения отно­сится еще воспоминание о первом посещении Мюнхена, где на меня произвели сильное впечатление Пропилеи. Дальнейший анализ позволяет высказать предположение, что смещение с амилена на про­пилен было обусловлено влиянием второго круга идей на первый. Пропилен является, так сказать, средним представлением между амиленом и Пропилеями, и слово это попадает в содержа­ние сновидения в качестве компромисса путем одновременно­го сгущения и смещения.

При взгляде на эту работу смещения еще настоятельнее, чем при сгущении, чувствуется потребность найти мотивы такой за­гадочной работы сновидения.

VI

Если то обстоятельство, что мы в содержании сновидения не находим или не узнаем скрытых его мыслей и не догадываемся даже о причинах такого искажения, обусловливается главным образом работой смещения* то другая, более легкая переработка скрытых мыслей приводит нас к обнаружению новой, но уже впол­не понятной деятельности работы сновидения. Ближайшие скрытые мысли, обнаруживаемые путем анализа, часто поражают нас своей необычностью: они являются нам не в рациональных словесных формах, которыми наше мышление обыкновенно пользуется, а скорее выражаются символически, посредством сравнений и ме­тафор, как в образном поэтическом языке* Нетрудно найти при­чину такого рода условности при выражении скрытых мыслей. Сновидение по большей части состоит из зрительных картин (ситу­аций); поэтому скрытые мысли должны прежде всего подверг­нуться некоторым изменениям, чтобы сделаться годными для тако­го способа выражения. Если мы представим себе, например, задачу, заключающуюся в том, чтобы заменить фразу из какой-нибудь политической передовицы или из речи в судебном зале рядом картинных изображений, то мы легко поймем, какие изменения вынуждена производить работа сновидения в целях образного пред­ставления содержания сновидения.

Среди психического материала скрытых мыслей обыкновенно встречаются воспоминания о глубоких переживаниях — нередко из раннего детства, запечатлевшихся как ситуации по большей части со зрительным содержанием* Этот элемент скрытых мыслей, дейст-

вуя как бы в качестве кристаллизационного центра на концентра­цию и распределение материала скрытых мыслей, оказывает, где только возможно, определяющее влияние на формирование сновидения. Ситуация сновидения является часто не чем иным, как видоизмененным и усложненным повторением указанного глу­бокого переживания: сновидение лишь очень редко дает точную и без всяких примесей репродукцию действительных сцен.

Но сновидение не состоит исключительно из ситуаций, а содер­жит также отдельные остатки зрительных образов, речей и даже неизмененных мыслей. Небесполезно, пожалуй, просмотреть теперь вкратце изобразительные средства, которыми располагает работа сновидения для своеобразного выражения скрытых мыслей.

Обнаруживающиеся путем анализа скрытые мысли представ­ляют психический комплекс самого запутанного строения. Части его находятся в самых разнообразных логических отношениях друг к другу: они могут стоять на первом и на последнем плане; могут быть условиями, отступлениями, пояснениями, доказательства­ми и возражениями; почти всегда рядом с одним направлением мыслей присутствует противоречащее ему обратное течение. Этому материалу свойственны все характерные черты знакомого нам мыш­ления наяву; но чтобы получить сновидение из этого психическо­го материала, необходимо подвергнуть его сгущающей прессов­ке, внутреннему раздроблению, смещению» которое одновременно создает новые видимости, и, наконец, избирательному воздейст­вию со стороны наиболее годных для образования ситуаций сос­тавных частей, С учетом генезиса этого материала такой процесс заслуживает название «р е г р е с с и и>. При переработке психи­ческий материал теряет, конечно, скреплявшие его логические свя­зи: работа сновидения как бы берет на себя только обработку фактического содержания скрытых мыслей; так что при толкова­нии сновидения необходимо восстановить связь, уничтоженную ра­ботой сновидения.

Таким образом, средства выражения работы сновидения мож­но назвать жалкими по сравнению со средствами нашего мышле­ния. Однако сновидение вовсе не должно отказываться от пере­дачи логических отношений между скрытыми мыслями: очень часто ему удается заменить эти отношения характерными продуктами собственного творчества.

Сновидение прежде всего обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в одну ситуацию: оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве, подобно художнику, соединяющему на картине* изображающей Парнас, всех поэтов, которые, конечно, никогда не находились вместе на одной вершине горы, но в понятии, несомненно, образуют одну семью. Работа сновидения применяет этот способ выражения и в частностях, так что если в сновидении два элемен­та находятся рядом» это говорит за особенно тесную связь между

скрытыми за ними мыслями. Здесь нужно еще заметить, что снови­дения одной ночи обнаруживают при анализе свое происхождение от одного итого же круга идей.

Причинная зависимость в сновидении либо вовсе не выражается, либо замещается последовательностью во времени двух неодинаково длинных частей сновидения. Часто это замеще­ние бывает обратным, т. е. начало сновидения соответствует следст­вию, а конец — предпосылке. Прямое превращение во сне одного предмета в другой указывает, по-видимому, на отношение причины к следствию.

Сновидение никогда не выражает альтернативу «или — или», а содержит оба члена ее, как равнозначащие, в одной и той же связи. И я упоминал, что при воспроизведении сновидения альтер­нативу «или — или» нужно передавать словом «и&т

Противоречащие друг другу представления выражаются во сне преимущественно одним и тем же элементом*. Слова «нет», по-видимомут не существует для сновидения. Противоположность между двумя мыслями и инверсии выражается в сновидении в высшей степени странно, именно; одна часть сновидения как бы последовательно превращается в свою противоположность. Ниже мы познакомимся еще с другим способом выражения противоречия. Столь частое в сновидении ощущение затрудненного дви­жения выражает противоречие между импульсами, т. е. воле­вой конфликт*

Весьма пригодным для механизма создания сновидения оказы­вается только одно логическое отношение — отношение подобия, общности, согласования. Работа сновидения пользу­ется этими случаями как опорными пунктами для сгущения сно­видения и соединяет в новое единство все, что обнаружи­вает такое согласование.

Всех высказанных нами замечаний, конечно, недостаточно для правильной оценки всей суммы средств, которыми располагает работа сновидения для выражения логических отношений между скрытыми мыслями сновидения. В этом отношении разные снови­дения бывают обработаны более тонко или более небрежно: неодина­ково старательно придерживаются имеющегося текста и неодина­ково пользуются вспомогательными средствами работы сновидения; в этом случае сновидения кажутся темными, спутанными и бес-связными. Когда сон очевидно нелеп и содержит очевидное противо­речие, это происходит преднамеренно: своим с виду небрежным отношением ко всем логическим требованиям сновидение указывает на какую-то скрытую мысль; нелепость в сновидении означает противоречие, насмешку и издевку в скрытых мыслях. Так как это объяснение является самым сильным

* Примечательно, что известные лингвисты утверждают; древнейшие языки че­ловечества отражают совершенно противоположные крайности одним и тем же сло­вом (сильный — слабый, внутри — снаружи и т. д.; «противоположный смысл пер­воначальных слов»).

возражением против того понимания сновидения» которое при­писывает происхождение сновидения диссоциированной и лишен­ной критики душевной деятельности, то я хочу подкрепить свое объяснение примером.

Мне снится: один мой знакомый М. подвергся в одной статье нападкам со стороны не больше и не меньше как самого Гёте; нападки эти, по нашему общему мнению, были незаслуженны. М. был3 конечно, уничтожен ими; он горько жалуется на это в одном обществе за столом, но говорит, что его уважение к Гёте от этого нисколько не пострадало. Я стараюсь затем не­сколько выяснить себе обстоятельства времени, которые кажутся мне неправдоподобными: Гёте умер в 1832 году, следовательно, его нападки на АГ должны были произойти раньше; М* должен был быть тогда совсем молодым человеком; мне представ­ляется вероятным, что ему было 18 лет. Но я не знаю точно, какой у нас теперь год, и таким образом все вычисление затем­няется. Впрочем, эти нападки содержатся в известной статье Гёте «Природа*.

Бессмысленность этого сновидения покажется еще ярче, если я сообщу, что М. — молодой делец, которому чужды всякие поэ­тические и литературные интересы. Но, приступив к анализу этого сновидения, я сумею доказать, что за этой бессмысленностью кроет­ся определенная система. Сновидение черпает свой материал из трех источников;

L М., с которым я познакомился в одном обществе за столом, обратился ко мне однажды с просьбой обследовать его старшего брата, обнаруживавшего признаки душевного рас­стройства. При разговоре с больным случилась неприятная сце­на, заключавшаяся в том, что больной без всякого повода стал нападать на брата и намекать на его юношеские похождения. Я спросил больного о дне его рождения (дата смерти во сне) и заставил его производить различные вычисления, чтобы обнаружить у него ослабление памяти.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия