Студопедия — Психология бессознательного 39 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психология бессознательного 39 страница






Другими словами, нам надо вообще узнать о происхождении полового размножения н генезе сексуальных влечений — задача, которой посторонний должен испугаться и которая до сих пор еще не разрешена специальными исследованиями. В теснейшем столкновении всех этих противоречивых данных и мнений должно быть выявлено, какой вывод можно сделать из всего хода наших мыслей.

Одно определение придает проблеме размножения раздражаю­щую таинственность: это — точка зрения, представляющая продол-

жение рода в качестве частичного проявления роста. (Размножение посредством деления* пускания ростков и почкования.) Происхож­дение размножения посредством дифференцированных в половом отношении зародышевых клеток можно было бы, по трезвому дар­виновскому образу мышления, представить так, что преимущест­ва амфимиксиса, который получился когда-то при случайной копу­ляции двух протистов, заставили его удержаться в дальнейшем развитии и быть использованным дальше1.

«Пол» при этом оказывается не слишком древнего происхожде­ния, и весьма сильные влечения, которые ведут к половому сое­динению, повторяют при этом то, что случайно раз произошло и укрепилось как оказавшееся полезным.

Здесь так же, как и при рассуждении о смерти, возникает вопрос, нужно ли признавать за протистами только то, что они от­крыто обнаруживают, или нужно принять, что у них возникают и те процессы и силы, которые становятся видимыми лишь у высших животных существ. Это упомянутое понимание сексуальности очень мало говорит в пользу наших мыслей. Против него можно было бы возразить, что оно предполагает существование влечений к жизни, действующих уже в простейшем живом существе, так как иначе копу­ляция, противодействующая естественному течению жизненных про­цессов и затрудняющая задачу отмирания, не удержалась бы и не подвергалась бы развитию, а избегалась бы. Если мы не стремимся оставить предположение о влечениях к смерти, нужно прежде всего присоединить их к влечениям жизни. Но следует признать, что мы имеем здесь дело с уравнением с двумя неизвестными* Те данные, которые мы находим в науке относительно возникновения пола, так незначительны, что проблему эту можно сравнить с потемками, ку-дз не проник ни один луч гипотезы. Совсем в другом месте мы встречаемся все же с подобной гипотезой, которая, однако, так фан­тастична и, пожалуй, скорей является мифом, чем научным объяс­нением, что я не решился бы привести ее, если бы она как раз не удовлетворяла тому условию, к использованию которого мы стремим­ся. Она выводит влечение из потребности в восстанов­лении прежнего состояния.

Я разумею, конечно, теорию, которую развивает Платон в «Шире» устами Аристофана и которая рассматривает не только происхож­дение полового влечения, но и его главнейшие вариации в отно­шении объекта2,

«Человеческая природа была когда-то совсем другой. Первона*

1 Хотя Вейсман (Das Keitnplasma, 1892) отрицает это преимущество: «Опло­дотворение ни в коем случае не означает омоложение жизни, оно представляет не что иное, как приспособление для того, чтобы сделать воз* ножным смешивание двух различных наследственных тен­денций». Следствием такого смешения он считает повышение вариабельности живых существ.

2 С нем. перевода Руд, Касснера.

И* 419

чально было три пола, три, а не два, как теперь, рядом с мужским и женским существовал третий пол, имевший равную долю от каж­дого из двух первых...» «Все у этих людей было двойным, они, значит, имели четыре руки, четыре ноги, два лица, двойные половые органы и т, д* Тогда Зевс разделил каждого человека на две части, как разрезывают груши пополам, чтобы они лучше сварились... Ког­да, таким образом, все естество разделилось пополам, у каждого человека появилось влечение к его второй половине, и обе полови­ны снова обвили руками одна другую, соединили свои тела и з а-хотелн снова срастись»1.

Должны ли мы вслед за поэтом-философом принять смелую гипо­тезу, что живая субстанция была разорвана при возникновении жиз­ни на маленькие частицы, которые стремятся к вторичному соедине­нию посредством сексуальных влечений? Что эти влечения, в кото­рых находит свое продолжение химическое сродство неодушевленной материи, постепенно через царство протистов преодолевают трудно­сти* ибо этому сродству противостоят условия среды, заряженной опасными для жизни раздражениями, понуждающими к образова­нию защитного коркового елея? Что эти разделенные частицы жи­вой субстанции достигают, таким образом, многоклеточное™ и пе­редают, наконец, зародышевым клеткам влечение к воссоединению снова в высшей концентрации? Я думаю, на этом месте нужно обор­вать рассуждения.

Но не без того, чтобы заключить несколькими словами крити­ческого размышления. Меня могли бы спросить, убежден ли я сам, и в какой мере, в развитых здесь предположениях. Ответ гласил бы, что я не только не убежден в них, но и никого не стараюсь склонить

1 Я обязан проф, Г. Гомперцу (Вена) следующими объяснениями происхождения мифа Платона, которые я частично привожу в его выражениях: «Я хотел бы обра­тить внимание на то обстоятельство, что эта же теория находится уже в существенном в Упанншадах «Брихадараньяки-Упанишады*, 1, 4, 3 (Deussen, 60 Upanischads des Wed a* S. 393), где описывается происхождение мира из Атмана (самого, или Я): «Но он (Атман, сам, или Я) не имел радости, поэтому и никто не имеет радости, если он один. Тогда он возжелал о другом. Он был таким же большим, как мужчина и женщина, если они обнялись. Это свое Я он разделил на две части; отсюда полу­чились муж и жена. Поэтому тело в своем Я подобно половине, так именно объяснил это Тайнавалкья. Поэтому эта недостающая часть восполняется женщиной». Бри-хадараньяки-Упанншады самый старые из всех Упанишад. Никем нэ известных ис­следователей они не датировались позднее 800 года до Р+ X. Вопрос, была ли возмож­на какая-либо посредственная зависимость у Платона от этой индийской мысли, я не хотел бы решить в отрицательном смысле» в противовес господствующему мне­нию, так как такая возможность вовсе не должна быть обязательно объяснена учением о странствованиях души.

Такая зависимость, переданная через пифагорейцев, вряд ли отняла бы что-либо от значительности этого совпадения мыслей» так как Платон не присвоил бы себе такое предание, принесенное ему с Востока, уже не говоря о том, что он не придал бы ему такого важного значения, если бы оно ему самому не показалось правдо­подобным,

В одном из сочинений К, Циглера — „Menschen und Wei tender den" (Neae Jahr-bucher f. das Klassische Altertum, Bd. 31, Sonderabdr., 1913), которое ааявМается систематическим исследованием этой спорной идеи до Платона, она относится к вавилонским мифам.

42Q

к вере в них. Правильнее: я не знаю, насколько я в них верю. Мне кажется, что аффективный момент убеждения вовсе не должен при­ниматься здесь во внимание. Ведь можно отдаться ходу мыслей, сле­дить за ним, куда он ведет, исключительно из научной любозна­тельности, или, если угодно, как „advocatus diaboli"1, который из-за этого сам все же не продается черту.

Я не отрицаю, что третий шаг в учениц о влечениях, который я здесь предпринимаю, не может претендовать на ту же достовер­ность, как первые два, а именно расширение понятия сексуально­сти и установление нарциссизма. Эти открытия были прямым пе­реводом на язык теории наблюдений, связанных не с большими ис­точниками ошибок, чем те, которые неизбежны во всех таких слу­чаях. Утверждение регрессивнрго характера влечений покоит­ся во всяком случае также на исследуемом материале, а именно на фактах навязчивого повторения. Но я, может быть, переоценил их значение, Построение этой гипотезы возможно во всяком случае не иначе, как с помощью комбинации фактического материала с чис­тым размышлением, удаляясь при этом от непредвиденного наблю­дения.

Известно, что конечный результат тем менее надежен, чем чаще это делается в процессе построения какой-либо теории, но степень ненадежности этим еще не определяется. Здесь можно сча­стливо угадать, но и позорно впасть в ошибку, Так называемой интуиции я мало доверяю при такой работе; в тех случаях, когда я ее наблюдал, она казалась мне скорее следствием известной беспринципности интеллекта. Но, к сожалению, редко можно быть беспристрастным, когда дело касается последних вопросов, боль* ших проблем науки и жизни. Я полагаю, что каждый одержим здесь внутренне глубоко обоснованными пристрастиями, влиянием которых он бессознательно руководствуется в своем размышлении. При та­ких основаниях для недоверия не остается ничего другого, как благожелательная сдержанность к результатам собственного мышле­ния. Я только спешу прибавить, что такая самокритика не обязы­вает к особой терпимости по отношению к иным взглядам. Нужно не­укоснительно отвергнуть теории, если анализ их первых шагов про­тиворечит наблюдаемому, и все же при этом можно сознавать, что правильность выдвигаемой взамен теории есть лишь временное яв­ление. В оценке наших рассуждений о влечениях к жизни и смерти нам мало помешает то, что мы встречаем здесь столько странных и ненаглядных процессов, как, например, то, что одно влечение вы­тесняется другим, или оно обращается от Я к объекту и т, п. Это происходит лишь оттого, что мы принуждены оперировать с научны­ми терминами, т. е, специфическим образным языком психологии (правильнее, глубинной психологии — Tiefenpsychologie). Иначе мы не могли бы вообще описать соответствующие процессы, не могли бы их даже достигнуть. Недостатки нашего описания, вероятно, ис­чезли бы, если бы психологические термины мы могли заменять

1 Поверенный дьявола,— Примеч. ред. перевода.

физиологическими или химическими терминами. Они, правда, тоже относятся к образному языку, но к такому, с которым мы уже давно знакомы и который, пожалуй, более прост для нас.

С другой стороны, мы должны уяснить себе, что неточность наших рассуждений увеличивается в высокой степени вследствие то­го» что мы принуждены одалживаться у биологии. Биология есть поистине царство неограниченных возможностей, мы можем ждать от нее самых потрясающих открытий и не можем предугадать, какие ответы она даст нам на наши вопросы несколькими десятилетиями позже. Возможно, что как раз такие, что все наше искусное зда­ние гипотез распадется.

Если это действительно так, нас могут спросить, к чему тог­да приниматься за такую работу, какая проделана в этой главе, и зачем сообщать о ней. Я не мог}\ однако, сказать, что неко­торые аналогии, сопоставления и зависимости казались мне все же Заслуживающими внимания1.

VII

Если действительно влечения обладают таким общим свойством, что они стремятся восстановить раз пережитое состояние, то мы не должны удивляться тому, что в психической жизни так много про­цессов осуществляется независимо от принципа удовольствия. Это свойство должно сообщиться каждому частному влечению и ска­зывается в таких случаях в стремлении снова достигнуть извест­ного этапа на пути развития. Но все то, над чем принцип удовольст-

1 В заключение здесь несколько слов о нашей терминологии, которая в течение этого изложения проделала известное развитие. Что представляют собой * сексуаль­ные влечения*, мы знаем из отношения к полу и функции продолжения рода. Мы сохранили это название и тогда, когда были вынуждены данными психоанализа отвергнуть их обязательное отношение к продолжению рода. С указанием на сущест­вование нарцистического либидо и на распространение его на отдельную клетку у нас сексуальное влечение превратилось в Эрос, который старается привести друг к другу части живой субстанции и держать их вместе, а собственно сексуальные влечения выявились как части Эроса, обращенные на объект. Размышление показы­вает, что этот Эрос действует с самого начала жизни и выступает как «влечение к жизни», в противовес «влечению к смерти», которое возникло с зарождением органической жизни. Мы пытаемся разрешить загадку жизни посредством принятия этнх обоих борющихся между собой испокон веков влечений. Менее наглядно» по­жалуй, превращение, которое испытало понятие влечений J?. Первоначально мы на* звали таким именем асе малоизвестные нам направления влечений, которые уда­лось отделить от сексуальных влечений, направленных на объект, и поставили вле­чения Я а противовес сексуальным влечениям, выражение которых заключается в либидо. Впоследствии мы подошли к анализу Я и нашли, что и часть влечений Я — лнбндозной природы и что они лишь избрали собственное Я в качестве объекта. Эти нар диетические влечения к самосохранению должны были быть теперь причисле­ны к либндозным сексуальным влечениям. Противоположность между влечениями Я и сексуальными превратилась в противоположность между влечениями Я и вле­чениями к объекту (то и другое — лнбидозной природы). На ее место выступила новая противоположность: между либндознымн влечениями к Я и к объекту н другими вле­чениями, которые обосновываются в Я и которые можно обнаружить в деструктив­ных влечениях. Размышление превращает эту противоположность в другую — между влечениями к жизни (Эрос) и влечениями к смерти..

вия еще не проявил своей власти, не должно стоять в противоре­чии с ним, и еще не разрешена задача определения взаимоотноше­ния процессов навязчивого повторения к господству принципа у до вольствия.

Мы узнали, что одна из самых главных и ранних функций пси­хического аппарата состоит в том, чтобы «связывать* доходящие до него внутренние возбуждения, замещать царящий в них первичный процесс вторичным, превращать свободную энергию активности в покоящуюся, тоническую. Но во время этого превращения еще нельзя говорить о возникновении неудовольствия: действие принци­па удовольствия этим также не прекращается. Превращение совершается скорее в пользу принципа удовольствия: связыва­ние есть подготовительный акт, который вводит и обеспечивает гос* подство принципа удовольствия.

Отделим функцию и тенденцию одну от другой резче, чем мы до сих пор это делали. Принцип удовольствия будет тогда тенден­цией, находящейся на службе у функции, которой присуще стрем­ление сделать психический аппарат вообще лишенным возбуждений или иметь количество возбуждения в нем постоянным и возможно низким.

Мы не можем с уверенностью решиться ни на одно из этих предположений, но мы замечаем, что определенная таким образом функция явилась бы частью всеобщего стремления живущего к воз­вращению в состояние покоя неорганической материн. Мы все знаем, что самое большое из доступных нам удовольствий — наслаждение от полового акта — связано с мгновенным затуханием высоко подняв­шегося возбуждения. Связывание же внутреннего возбуждения сое-тавляло бы в таком случае подготовительную функцию, которая направляла бы это возбуждение к окончательному разрешению & наслаждении успокоением.

В зависимости от этого возникает вопрос, могут ли чувства удовольствия и неудовольствия происходить одинаково из связанных и несвязанных процессов возбуждения. Здесь обнаруживается с не­сомненностью, что несвязанные первичные процессы делают гораздо более интенсивными чувства в обоих направлениях, чем связанные, т. е, вторичные, процессы. Первичные процессы суть также более ран­ние по времени; в начале психической жизни не встречается ника­ких других, и мы можем заключить, что если бы принцип удовольст­вия не был действительным уже в них, он не мог бы проявляться в более поздних процессах. Мы приходим, таким образом, к тому, в основе далеко не простому, выводу, что стремление к удовольст­вию в начале психической жизни проявляется гораздо сильнее, чем в более поздний период, но более ограниченно; тут должны об­разовываться частые прорывы. В более зрелый период господство принципа удовольствия обеспечено гораздо полнее» но сам он также мало избегает обуздания, как и все другие влечения. Во всяком случае при вторичных процессах должно происходить то же самое, что и при первичных, а именно то, что вызывает возникновение

удовольствия и неудовольствия при процессах возбуждения. Здесь уместно бы заняться дальнейшим изучением. Наше соз­нание сообщает нам изнутри не только о чувствах удовольствия и неудовольствия, но также о специфическом напряжении, которое опять-таки само по себе может быть приятным и неприятным. Будут ли это связанные или несвязанные энергетические процессы, которые мы посредством этого ощущения можем отличать одно от друго­го, или ощущение напряжения указывает на абсолютную величину или уровень активной энергии, в то время как ряд удовольствие — неудовольствие обозначает изменение величины этой энергии в еди­ницу времени? Мы должны также заключить, что «влечения к жизни» имеют больше дела с нашими внутренними восприятиями, выступая как нарушители мира, принося вместе с собой напря­жения, разрешение которых воспринимается как удовольствие. Вле* чения же к смерти, как кажется, непрерывно производят свою работу* Принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти: он сторожит вместе с тем и внешние раздражения, кото­рые расцениваются влечениями обоего рода как опасности, но со­вершенно отличным образом защищается от нарастающих изнутри раздражений, которые стремятся к затруднению жизненных процес­сов. Здесь возникают бесчисленные новые вопросы,, разрешение которых сейчас невозможно. Необходимо быть терпеливым и ждать дальнейших средств и возможностей для исследования. Также надо быть готовым оставить ту дорогу, по которой мы некоторое время шли, если окажется, что она не приводит ни к чему хорошему.

Только такие верующие, которые от науки ожидают замены упразд­ненного катехизиса, поставят в упрек исследователю постепенное развитие или даже изменение его взглядов. В остальном относи­тельно медленного продвижения нашего научного знания пусть уте­шит нас поэт (Рюккерт в „Makamen Hariri"): До чего нельзя долететь, надо дойти хромая.

Писание говорит, что вовсе не грех хромать.

Я и ОНО

I СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказы­валось раньше.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему воз­можность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблю­дающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жиз­ни. Иначе говоря, психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рассматривать сознание как ка­чество психического* которое может присоединяться или не при­соединяться к другим его качествам.

Если бы я мог рассчитывать, что эта книга будет прочтена всеми интересующимися психологией, то я был бы готов и к тому, что уже на этом месте часть читателей остановится и не последует далее, ибо здесь первый шибболет1 психоанализа. Для большинства философски образованных людей идея психического, которое одно-временна не было бы сознательным, до такой степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с простой логикой. Это происходит, полагаю я, оттого, что они никогда не изучали

1 По поводу этого слова у Ф* А. Брокгауза и И. А* Ефрона читаем: «Шибболет (евр, «кодос». Кн. Судей, XII, 6). По произношению этого слова жители галаадские во время междоусобной войны с ефремлянамн при Иеффае узнавали еф ре мл ян при переправе их через Иордан н убивали их. Ефремлнне произносили это слово «сиб-болет»: это была особенность их диалекта* (Энциклопедический словарь Ф«А. Брок­гауза и И. А. Ефрона» т. XXXIХа (78)t с. 551), В переносном смысле означает *осо-бенность>, «отличие».— Примеч. ред, перевода,

относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые— не говоря уже о всей области патологических явлений — требуют такого понимания. Однако их психология сознания не способна и разрешить проблемы сновидения и гипноза.

Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термист, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно созна­тельным. Наоборот, характерным для него является то, что состо­яние осознанности быстро проходит; представление, в данный мо­мент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко до­стижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем; можно сказать, что оно было латентным, подразу­мевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессозна­тельным, мы также дадим правильное описание. Это бессозна­тельное в таком случае совпадает с латентным или потенциаль­но сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, тер­мин «бессознательное^ не может здесь использоваться; пока пред­ставление находилось в латентном состоянии, оно вообще не было психическим. Но если- бы уже в этом месте мы стали возражать нм, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем переработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы узнали, т. е. вынуждены были приз* нать, что существуют весьма сильные душевные процессы или пред­ставления,— здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т. е. экономическим, моментом,— которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все дру­гие представления, между прочим, и такие последствия, которые мо­гут быть осознаны опять-таки как представления, хотя сами в деист* вительности не являются сознательными. Нет необходимости под­робно повторять то, о чем уже часто говорилось. Достаточно ска­зать: здесь начинается психоаналитическая теория, которая ут­верждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря то­му, что в психоаналитической технике нашлись средства, с по­мощью которых можно устранить противодействующую силу и довес­ти соответствующие представления до сознания. Состояние, в ко­тором они находились до осознания, мы называем вытеснени­ем, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживающая его, ощу­щается нами во время нашей психоаналитической работы как соп­ротивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из уче-

426.

ния о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видимt однако, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Латентное бессознательное» являющееся бессознательным только в описатель­ном» но не в динамическом смысле, называется нами предсоз-нательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким об­разом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «пред-сознательное> (vbw) и «бессознательное* (ubw)1, смысл которых уже не только чисто описательный. Предсознательное (Vbw) пред­полагается нами стоящим гораздо ближе к сознательному (Bw}, чем бессознательное, а так как бессознательное (Ubw) мы наз­вали психическим, мы тем более назовем так и латентное предсоз­нательное (Vbw), <_>

Таким образом, мы с большим удобством можем обходиться нашими тремя терминами: bw, vbw и ubw, если толькр не станем упускать из виду, что в описательном смысле существуют два вида бессознательного, в динамическом же только один. В некоторых случаях, когда изложение преследует особые цели* этим различи­ем можно пренебречь, в других же случаях оно, конечно, совершен­но необходимо. <>.,>

В дальнейшем ходе психоаналитической работы выясняется, однако, что и эти различия оказываются недостаточными, практи­чески неудовлетворительными, Из ряда положений, служащих тому доказательством, приведем решающее. Мы создали себе представле­ние о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к разрядке возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит так­же вытеснение, благодаря которому известные душевные побужде­ния подлежат исключению не только из сознания, но также из дру­гих областей влияний и действий. Это устранение путем вытеснения в анализе противопоставляет себя Я, и анализ стоит перед задачей устранить сопротивление, которое Доказывает попыткам приблизить­ся к вытесненному. Во время анализа мы наблюдаем, как больной* если ему ставятся известные задачи, испытывает затруднения; его ассоциации прекращаются* как только они должны приблизиться к

— сокр. от bewufit (сознательное), vbw -— от vorbewuBt (предсознательное), ubw — unbewuflt (бессознательное). Заглавная и строчная буквы в начале всех аббревиатур означают, что последние обозначают соответственно существительное (или субстантивированное прилагательное) и прилагательное. Например, Bw н bw — сознание и сознательное, Ubw н ubw — бессознательное (субстан, п рил а г.) и бес­сознательное (прилаг.).— Примеч. ред. перевода.

вытесненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во власти сопротивления, но сам он ничего о нем не знает, и даже в том слу­чае, когда, на основании чувства неудовольствия, он должен до­гадываться, что в нем действует какое-то сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать его* Но так как сопротивле­ние, несомненно, неходит из его Я и принадлежит последнему, то мы оказываемся в неожиданном положении* Мы нашли в самом Я нечто такое, что тоже бессознательно и проявляется подобно вытес­ненному, т. е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание, и для осознания чего требуется особая работа, Следствием такого наблюдения для психоаналитической практики является то, что мы попадаем в бесконечное множество затруднений и неясностей, если только хотим придерживаться привычных способов выражения, на-пример если хотим свести явление невроза к конфликту между со­знанием и бессознательным. Исходя из нашей теории структурных отношений душевной жизни, мы должны такое противопоставление заменить другим, а именно связному Я противопоставить отколов­шееся от него вытесненное. -

Однако следствия из нашего понимания бессознательного еще более значительны. Знакомство с динамикой внесло первую по­правку, структурная теория вносит вторую. Мы приходим к выводу, что Ubw не совпадает с вытесненным; остается верным, что все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вы­тесненное. Даже часть Я (один бог ведает, насколько важная часть) может быть бессознательной и без всякого сомнения и является таковой. И это бессознательное в Я не есть латентное в смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания и само осознание не представляло бы столько труд­ностей. Когда мы, таким образом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного Ubw, то нам приходится приз­нать, что свойство бессознательности теряет для нас свое значение. Оно становится многозначным качеством, не позволяющим широ­ких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы его ис­пользовать. Тем не менее нужно остерегаться пренебрегать им, так как в конце концов свойство бессознательности или сознательности является единственным лучом света во тьме глубинной психологии.

II

я и оно

Патологические изыскания отвлекли наш интерес исключительно в сторону вытесненного. После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать о Я* Руководящей нитью в наших иссле­дованиях до сих пор служил только признак сознательности или бессознательности; под конец мы убедились, сколь многозначным может быть этот признак.

Все наше знание постоянно связано с сознанием. Даже бес­сознательное мы можем узнать только путем превращения его в соз­нательное. Но каким же образом это возможно? Что значит: сде­лать нечто сознательным? Как это может произойти?

Мы уже знаем, откуда нам следует исходить. Мы сказали, что сознание Представляет собой поверхностный слой душев­ного аппарата, т. е. мы сделали его функцией некоей системы, кото-рая пространственно ближе всего к внешнему миру. Пространст­венно, впрочем, не только в смысле функции, но на этот раз н в смысле анатомического расчленения. Наше исследование также должно исходить от этой воспринимающей поверхности*

Само собой разумеется, что сознательны все восприятия, при­ходящие извне (чувственные восприятия), а также изнутри, кото­рые мы называем ощущениями и чувствами. Как, однако, обстоит дело с теми внутренними процессами, которые мы — несколько гру­бо и недостаточно — можем назвать мыслительными процессами? Доходят ли эти процессы, совершающиеся где-то внутри аппарата, как движения душевной энергии на пути к действию, до поверхно­сти, на которой возникает сознание? Или» наоборот, сознание до­ходит до них? Мы замечаем, что здесь кроется одна из труднос­тей, встающих перед нами, если мы хотим всерьез оперировать с пространственным, топическим представлением душевной жиз­ни. Обе возможности одинаково немыслимы» и нам следует искать третьей*

В другом месте1 я уже указывал, что действительное разли­чие между бессознательным и предсознательным представлениями заключается в том, что первое совершается при помощи материала, остающегося неизвестным (непознанным), в то время как второе (vbw) связывается с представлениями слов. Здесь впер­вые сделана попытка дать для системы Vbw и Ubw такие призна­ки, которые существенно отличны от признака отношения их к со­знанию. Вопрос: «Каким образом что-либо становится сознатель­ным?» — целесообразнее было бы облечь в такую форму: «Каким образом что-нибудь становится предсознательным?» Тогда ответ был бы таким: «Посредством соединения с соответствующими словесны­ми представлениями слов», <».>







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 322. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия