Введение. Нация и национализм, национализм и нацизм – проблематика данных явлений представляется Нам крайне актуальной для понимания истории 20го века и современности
Нация и национализм, национализм и нацизм – проблематика данных явлений представляется Нам крайне актуальной для понимания истории 20го века и современности. Проблема создания национальных государств, борьба за национальный суверенитет, национализм, как часть политической системы – все эти процессы имели место в истории 19 и 20 вв. Ретроспективное изучение истории Германии, которая в 20м веке явила собой первое и единственное в истории нацистское государство, на протяжении десятилетий заставляет ученых обращаться к теме развития немецкого национализма. Однако вопрос «Каким образом это привело к Третьему Рейху?» не является ни в коем случает для нас удовлетворительным. Зная особое место немецкого национализма в мировой истории, в своем исследовании историк невольно отталкивается от своего знания и вносит этим бòльшую долю субъективности в свою работу. В данном случае мы попробуем задать прошлому другой вопрос «Что такое немецкий национализм, преломлённый через призму нашего источника, и что он имеет в своей основе?». Начало 19го века – рубежный период в истории немецких земель. В ходе Наполеоновских в войн к концу 1806 года побежденная Германия попала под власть французского императора. Прусское королевство «Прусское королевство лишалось почти половины своей территории и населения и несло бремя военной контрибуции»[1], Священная Римская империя германской нации прекратила свое существование одновременно с созданием Рейнского союза, территориального образования, инспирированного Наполеоном и находящегося под его непосредственной властью[2]. Обе великих державы, которые являлись частью немецкого мира, оказались униженными в своем поражении и выполнении требований победителя. Именно в это время знаменитый немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте начинает публичное чтение своих «Речей к немецкой нации». В своей работе Фихте обратился к нации, «которая до этого существовала лишь в кругах образованного общества»[3], обращался к ней так, как никто прежде. В историографии повсеместно выделяется роль Фихте как общественного деятеля немецкого мира. Кто-то из исследователей пишет, что «со времени Мартина Лютера немецкая нации не слышала такого обращения»[4], другие отмечают особую роль И.Г. Фихте, как первого в Германии «человека действия», который отошел от создания умозрительных теорий к проблеме их практической реализации[5]. В то время, когда «никто не понимал, что речь идет о спасении Германии, как великой культурной силы»[6], Фихте отталкивался от существования немецкой нации, как от данного, игнорируя любые преграды, умственные и физические, которые могли ему в этом помешать. В любом случае, огромное влияние концепций знаменитого философа на общественную жизнь Германии кажется нам бесспорным. Однако открытым остается вопрос, каким это влияние было? Таком образом, формируя основной блок вопросов, ответы на которые мы попробуем найти в работе, мы сформулируем их следующим образом:
1. Что есть, согласно Фихте, немецкая нация? И какие основные особенности немецкой нации, отделяющие ее от других, выделяет философ? 2. Какую оценку И.Г. Фихте дает современному ему положению в Германии? 3. Какое место принадлежит немецкому народу в историософской концепции Фихте? 4. Каким видит философ развитие человечества и немецкой нации как его составной части? 5. На чем должно базироваться национальное воспитание, концепция которого была разработана Фихте в его «Речах»? 6. Какие изменения привнесет с собой национальное воспитание, и кто такой идеальный воспитанник? Какое место в обществе он займет после окончания образования? Общественная мысль, а конкретно «Речи к немецкой нации» И.Г. Фихте, в данном случае послужит нам особой и неповторимой призмой, сквозь которую мы попробуем понять оценку современника его эпохи и его нации.
|