Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году 4 страницаВозникновение и развитие струнных инструментов. Понятие о стилях и жанрах в музыке. Знакомство с творчеством мастеров-гитаристов. Нотная грамота. Понятие о музыкальной терминологии. Классификация гитар: электро-, семи-, шести- и двенадцатиструнные гитары. Знакомство с ладами, регистрами. Демонстрация обучающимися приёмов игры на гитаре. Демонстрация педагогом личного исполнительского мастерства игры на гитаре. Понятие о гармонии, симметрии, темпе, такте и ритме. Словарик юного музыканта. Практическая работа: освоение отдельных приёмов игры на гитаре. 2. Особенности посадки гитариста. Постановка рук Приёмы настройки гитары на слух. Правильное интонирование. Упражнения на открытых и прижатых струнах. Особенности упражнений на беглость движений пальцев рук при игре на гитаре. Аккордовая техника левой руки. Особенности использования приёмов игры: баррэ, легато, стаккато, мелизмы, тремоло, вибрато. Понятие о темпераменте исполнителя. Практическая работа: освоение упражнений на открытых и прижатых струнах. 3. Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Знакомство с правилами записи нот и приёмов игры в нотных тетрадях. Карточки заданий. Условные обозначения и сокращения в нотном письме. Особенности записи и аранжировки аккомпанемента для ансамбля (три гитары: бас—соло—ритм). Практическая работа: освоение особенностей записи нот и приёмов игры в нотной тетради. 4. Приёмы игры для правой и левой руки. Музыкаль Музыкальные упражнения для развития исполнительской техники при игре на семиструнной гитаре. Техника безопасности при настройке и игре на электрогитаре. Особенности работы с электроаппаратурой, проводами, электрогитарой и включение их в электросеть. Настройка звучания электрогитары и качества звучания микрофона и электрогитары. Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Запись нот и читка с листа. Понятие об исполнительском мастерстве. Практическая работа: освоение техники настройки звучания гитары. 5. Выбор репертуара Прослушивание и разбор особенностей профессионального мастерства исполнения песен Ю. Визбора, А. Митяева, Б. Окуджавы, А. Розенбаума, В. Высоцкого. Обсуждение и выбор песенного репертуара. Подбор нотного материала. Обсуждение различий в традиционных и новых направлениях исполнения. Отработка характерных приёмов игры (тремоло, легато, баррэ). Музыкальные упражнения (гаммы, аккорды, арпеджио). Практическая работа: освоение различных приёмов игры на гитаре. 6. Освоение вокального мастерства Особенности исполнения песен под собственный аккомпанемент в простом изложении. Понятие о вокальных данных, об особенностях стиля исполнения на примерах отечественных звёзд эстрады. Понятие об импровизации исполнителя. Задания по тренингу исполнительского мастерства в домашних условиях. Понятие об исполнительской культуре певца и гитариста. Специальные упражнения и тренинги на укрепление различных групп мышц. Практическая работа: освоение вариантов импровизаций собственного аккомпанемента в простом изложении. 7. Освоение основных аккордов мажорной тональности Разучивание и исполнение элементов блюза на гитаре. Гармонические функции. Освоение на гитаре приёмов шаффл, рифф, баунс, торнераунд. Условные обозначения в нотном письме. Пентатоника и лады. Аппликатура и строение ладов и тональностей: лидийский, дорийский, фригийский и др. Квинтовый круг. Мажорные и минорные гаммы. Игра медиатором. Практическая работа: освоение основных аккордов. 8. Работа над пьесами и этюдами Выбор пьес и этюдов в соответствии с возрастными возможностями и интересами обучающихся. Отработка чистоты исполнения и выразительного звучания, т. е. музыкального мастерства, в процессе разучивания произведений для гитары. 9. Отчётный концерт Практическая работа: отчётный концерт учащихся, занимавшихся по программе «Юный гитарист». РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Альбом гитариста для I—VII классов. Выпуск I / Сост. В. А. Ерзунов. — М., 1998. Альбом гитариста для I—VII классов. Выпуск II / Сост. В. А. Ерзунов. — М., 1999. Альбом гитариста для I—VII классов. Выпуск III / Сост. В. А. Ерзунов. — М., 2000. Альбом гитариста для I—VII классов. Выпуск IV / Сост. В. А. Ерзунов. — М., 2002. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается / Е. Добрынина. — М., 2000. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. —М., 2005. Ларисев Е. Самоучитель игры на гитаре / Е. Ларисев. — М., 2000. Попов С. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста / С. Попов. — М., 1980. Автор Л. Н. Михеева Хореография Учебно-тематический план
Содержание курса 1. Введение. Термины классического танца. Понятие об основных танцевальных движениях Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр видеоматериалов о творчестве великих танцоров. Понятие о выразительных средствах классического и народного танцев. Освоение терминологии танцора. Периодические издания по хореографии. Составление иллюстрированного словарика танцевальных терминов. Информация о хореографических училищах. Азбука природы музыкального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы (повороты, наклоны). Упражнения для корпуса (наклоны вперёд, назад, в сторону, круговые движения). Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений. Понятие о профессиональных заболеваниях танцора. Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций и упражнений для головы, туловища, рук и ног. 2. Понятие о координации движений, о позиции и положениях рук и ног. Классический танец Понятие об экзерсисе. Позиции ног. Упражнения для ног. Позы классического танца. Основные шаги танца. Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседания и полное приседание. Подъём на полупальцы. Шаги с приставкой по всем направлениям, в различных сочетаниях. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменой ног, с продвижением вперёд, назад, с поворотами на '/4 круга. Каблучное упражнение. Маленькие броски ногой. Круг ногой по полу. Прыжки и махи ногами. Подготовка к верёвочке. Дробные выстукивания. Изучение некоторых характерных танцев. Понятие об особенностях тела, о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений. Практическая работа: освоение поз и движений классического танца. 3. Основы народного танца Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперёд, в сторону, дроби на '/8, гармошка, ёлочка. Работа над этюдами (украинский этюд, белорусский этюд, кавказский этюд). Детские танцы (снежинки, хоровод с подснежниками, матрёшки, танец солнечных зайчиков). Упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины и шеи. Понятие о режиме дня танцора и о здоровом образе жизни. Понятие о природных задатках, способствующих успеху в танцевальном искусстве, и о путях их развития. Понятие об особенностях работы опорно-двигательного аппарата юного танцора. Понятие о профессиональном мастерстве танцора. Правила танцевального этикета. Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев. 4. Танцевальные этюды. Эстрадный танец особенности проведения основных видов разминки: сидя, лёжа, стоя. Техника прыжков и вращений. Итальянский танец. Испанский танец. Прибалтийские танцы. Освоение упражнений по исправлению недостатков опорно-двигательного аппарата. Виды тренинга корпуса, бёдер, диафрагмы, мимики перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов и т.п. Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца; индивидуальная работа с наиболее продвинутыми (одарёнными) учениками. 5. Постановка танцев. Отработка номеров Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа. Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора. 6. Отчётный концерт Подготовка пригласительных билетов на отчётный концерт. Отработка ритуала встречи гостей. Подготовка помещения для приёма гостей. Оформление зала и сцены. Подготовка ведущего концерта. Репетиции. Подготовка видео- и фотосъёмки. Разбор итогов отчётного концерта. Заключительная беседа с обучающимися и их родителями о перспективах продолжения занятий и о продолжении хореографического образования детей, проявивших способности и стремление к освоению профессионального мастерства танцора. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Захаров В. М. Танцы народов мира / В. М. Захаров. В 2 т. — М., 2001. Костровицкая В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. — М.,1981. Культурно-образовательный комплекс: школа — хореографическое училище — вуз — театр. — М., 2008. Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр: реальность и перспективы: Пособие для педагога дополнительного образования / Л. Н. Михеева. — М., 2006. Никитин В. Модерн — джаз-танец: начало обучения / В. Никитин. — М.,1988. Севрюков С. П. Методическая разработка по джаз-танцу / С. П. Севрюков. — М., 1992. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. — М., 1998. Автор В. А. Горский Школьный театр «Петрушка» Учебно-тематический план
Содержание курса 1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии. Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке. 2. Устройство ширмы и декораций Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. 3. Особенности изготовления кукол Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей. Практическая работа: изготовление различных кукол. 4. Речевая гимнастика Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Поня- тие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, 'прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра. Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи. 5. Особенности работы кукловода Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. 6. Выбор пьесы Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. 7. Генеральная репетиция. Спектакль Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979. Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. - М., 2006. Наш школьный кукольный театр. — М., 1978. ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Пояснительная записка В этот раздел включены разнообразные по тематике программы. Цель программы «Юные музееведы» — помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле. Задачи программы — знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.); развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обшествознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 10—14 лет в течение двух лет обучения в объёме 70 часов и предназначена для учащихся основной школы. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного краеведческого музея и детей. Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, темати-ко-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу. Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в начале следующего учебного года (сентябрь, октябрь) в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т. п.). Задачи программ экологического профиля — научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека. Формирование культуры отношения к растениям и животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений, при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д. Содержание программ носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Программа «Мир лекарственных растений» предназначена для работы в разновозрастной группе девочек и мальчиков 14—16 лет. Занятия целесообразно проводить два раза в неделю. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки результатов деятельности детей, в форме конференции школьного научного общества и т. д. Программа «Азбука содержания животных» рассчитана на проведение занятий в течение учебного года два раза в неделю. Цели программы — формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать. Цель группы программ технического профиля состоит в развитии интереса школьников к технике и техническому творчеству. Задачи этих программ — познакомить с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и изготовления простейших технических моделей; воспитать интерес к достижениям отечественных исследователей, естествоиспытателей и творцов техники; 'выявить и развить природные задатки и способности детей, помогающие достичь успеха в техническом творчестве. На занятиях по развитию технического творчества обучающиеся соприкасаются со смежными образовательными областями. За счёт использования запаса технических понятий и специальных терминов расширяются коммуникативные функции языка, углубляются возможности лингвистического развития обучающегося. При ознакомлении с правилами выполнения технических и экономических расчётов при проектировании устройств и практическом использовании тех или иных технических решений школьники знакомятся с особенностями практического применения математики. В процессе знакомства с жизнью и творчеством создателей известных технических шедевров, изобретателей и конструкторов школьники узнают о влиянии личностных (психологических) особенностей человека на результаты его творческой деятельности. Осваивая приёмы проектирования и конструирования, ребята приобретают опыт создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей. Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка, состязание, конкурс, конференция и т. д.). Объём знаний, умений и навыков, продолжительность занятий по той или иной программе могут быть уточнены педагогом в результате совместного обсуждения с детьми и их родителями. Автор Д. В. Смирнов Юные музееведы Учебно-тематический план
Содержание Курса 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Ста- новление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений. Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). 2. Что такое музей? Музееведение как научная дис Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов. 3. Роль музея в жизни человека. Основные социаль Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
|