Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году 3 страница





Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами

и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только кон­тур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

5. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги сцелью получения заданного образа.

 

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в ко­торой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

6. Работа с природными материалами

Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения. Разнообразие природных материа­лов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы­бору детей).

Третий год обучения. Особенностью работы с природны­ми материалами является использование более крупных при­родных форм. Например, при выборе камней отдаётся пред­почтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлага­ется разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят ком­позиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

 

Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых ре­зультатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полу­ченных за год.

Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых ре­зультатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результа­те восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.

Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё­хин. — М., 1994.

Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. — М., 1991.

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Короте­ева. —М., 2003.

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.

Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Немен-ский. — М., 2007. — (Библиотека учителя).

Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Немен­ский. — М., 2000.

Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. /М.-К. Прет-те, А. Копальдо. -- М., 1981, 1985.

Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Ху­дожественная школа».

Автор О. А. Кожина

Декоративно-прикладное искусство

Учебно-тематический план

Темы Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие      
  Работа с бумагой      
  Работа с различными тканями      
  Работа с природными материалами      
  Кожная пластика      
  Морские пришельцы (работа с ракушками)      
  Отчётная выставка-ярмарка работ школьников      
  Итого      

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивка­ми, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

2. Работа с бумагой

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим про­ведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.

Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3. Работа с различными тканями

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изго­товлении игрушек. Знакомство с различными образцами мяг­кой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Техно­логия кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швей­ной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформ­лением мягкой игрушки.

4. Работа с природными материалами

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие вос­приятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарствен­ные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание буке­та из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. п.).

Береста — один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хра­нения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.

Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек-малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».

5. Кожная пластика

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления деко­ративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).

6. Морские пришельцы (работа с ракушками)

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.

7. Отчётная выставка-ярмарка работ школьников

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников.

Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.

Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного мате­риала / Э. К. Гульянц. — М., 1991.

Ильин М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. — М., 1997.

Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 1997.

Автор О. А. Кожина

Художественное ковроделие

Учебно-тематический план

№ п/п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие      
  Ручное ковроделие      
  Технический рисунок и шаблон для ковра      
  Особенности технологии ручного ткачества ворсовых и безворсовых ковров и гобеленов      
  Технология изготовления войлочных ковров      
  Технология изготовления ворсовых ковров      
  Традиции узорного ткачества народов России      
  Плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков. Разработка авторского проекта      
  Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки      
  Итого      

 

Содержание курса

1. Вводное занятие

Задачи и структура занятий. Краткая история ковроткачества. Правила безопасности труда на рабочих местах. Демонстрация лучших работ учащихся. Энциклопедические словари и справочники по ковроделию. Терминология искусства ковроделия.

Практическая работа: определение количества и качества изделий ручного ткачества на современном рынке, определение потребностей в этих изделиях; решение необходимых организационных вопросов.

2. Ручное ковроделие

Композиция и колорит в ковровых изделиях. Понятие о художественном ткачестве. Появление и развитие ручного ткачества. История возникновения искусства ковроделия. Классическая западноевропейская шпалера, традиционные восточные ковры. Роль ковроткачества в развитии духовной и материальной культуры.

Основные изобразительные средства в станковом и декоративно-прикладном искусстве. Традиции ручного ковроделия в России. Особенности современного ручного ковроделия. Виды ковров ручной работы. Значение ковра в эстетическом формировании интерьера. Знакомство с профессиями работников, занятых в ткацкой промышленности.

Практическая работа: освоение приёмов ручного изготовления ковров

3. Технический рисунок и шаблон для ковра

Композиция и колорит в - ковровых изделиях. Роль композиции, колорита, фактуры материала как средств художественной выразительности в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Принципы построения коврового узора. Симметричное, раппортное и свободное расположение орнаментальных форм. Геометрический и растительный орнаменты. Распределение цвета. Сочетание узоров в общей композиции рисунка ковра. Соответствие узора каймы общему композиционному построению ковра. Понятие о качествах личности, способствующих успеху в ковроделии.

 

Практическая работа: выполнение эскиза орнаментального войлочного или ворсового ковра.

4. Особенности технологии ручного ткачества ворсовых и безворсовых ковров и гобеленов

Особенности выполнения технологического рисунка для ворсовых и безворсовых ковров. Способы изменения масштаба эскиза и техника его перевода на бумагу в клетку. Правила изготовления шаблона на картоне и шаблона на ткани. Инструменты и материалы для изготовления ворсового ковра.

Конструкция простейшего ковроткацкого станка. Способы заправки станка основной нитью. Чётные и нечётные нити основы. Уравнительная плетёнка. Назначение ремизок. Инструменты и приспособления для ручного ткачества.

Выбор материалов для основы и утка. Использование отходов прядильного производства, вторичное использование пряжи при изготовлении ковров. Технология окраски шерстяной и хлопчатобумажной пряжи. Использование для окраски пряжи натуральных и химических красителей.

Практическая работа: выполнение технологического рисунка для ворсового ковра по выбранному эскизу; освое­ние приёмов заправки ткацкого станка основной нитью.

5. Технология изготовления войлочных ковров

Виды войлочных ковров (валяный, мозаичный). Материалы для изготовления войлочного ковра. Подготовка шерсти (очистка, промывка, окрашивание, расчесывание). Технология валки ковра из непряденой шерсти.

Мозаичные войлочные ковры. Технология их изготовления.

Практическая работа: выполнение эскиза войлочного ковра; изготовление шаблона по картону для войлочного ковра; изготовление накидки на стул или кресло.

6. Технология изготовления ворсовых ковров

Подготовка пряжи для вязки узлов. Обработка концевых частей ковра и боковых сторон. Способы вязки узла ворсовых ковров. Последовательность вывязывания рисунка ковра. Особенности изготовления махровых ковров. Снятие ковра со станка и окончательная отделка изделия.

Практическая работа: изготовление ворсового или махрового коврика, накидки для кресла и др.

7. Традиции узорного ткачества народов России

Ручное узорное ткачество. Узорные мотивы крестьянской одежды XIX — нач. XX в. в России. Особенности узорного ткачества в различных регионах России. Современное узорное ткачество. Инструменты и материалы для ткачества. Устройство настольного ткацкого станка. Требования к нитям основы и утка. Подготовка основы и утка к ткачеству.

Практическая работа: знакомство с образцами ткачества на выставке работ, во время экскурсии в музей; заправка нитей основы и утка в настольный ткацкий станок.

8. Плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков. Разработка авторского проекта

Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы, закладки для книг и др. Способы плетения. Технология плетения поясов на дощечках и бёрдышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т. п.

Практическая работа: разработка авторского проекта художественного изделия, сувенира.

9. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки

Подведение творческих итогов работы по программе. Подготовка итоговой выставки-ярмарки.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки — праздника декоративного искусства и его мастеров.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дворника И. А. Гобелен за 10 вечеров / И. А. Дворкина. — М., 1998.

Кокорева И. Живописный войлок / И. Кокорева. — М., 2009.

Рукоделие. Популярная энциклопедия. — М., 1993.

Савицкая В. И. Превращение шпалеры / В. И. Савицкая. — М., 1995.

 

Автор О. А. Кожина

Художественная роспись тканей

Учебно-тематический план

№ п/п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие      
  Виды декоративно-прикладного искусства      
  Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета      
  Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей      
  Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»      
  Значение орнамента. Орнамент в одежде      
  Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды      
  Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки      
  Итого      

 

Содержание курса

1. Вводное занятие

История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе. Художественные издания по технологиям художественной росписи тканей.

Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей.

2. Виды декоративно-прикладного искусства
Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной
среды жизни людей.

Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.

Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация.

3. Основы композиции в декоративно-прикладном ис­
кусстве. Значение цвета

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные ком­позиции, их основные решения в построении.

Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декора­тивного решения реально существующих форм.

Практическая работа: выполнение статичной, дина­мичной, симметричной и асимметричной композиций; созда­ние композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.

Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологи­ческие законы восприятия). Естественная шкала цветовых то­нов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.

Практическая работа: составление ахроматической шкалы тонов; разработка и составление цветовых кругов по Гёте, Оствальду.

4. Свойства тканей, их взаимодействие с красителями.
Свободная роспись тканей

Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.

Выделение красителей по техническим свойствам: прямые, кислотные, основные и хромовые красители.

Правила работы с технологической документацией. Ком­пьютерные программы общего назначения и их использование.

Практическая работа: компьютерная разработка эски­зов со свободным расположением элементов рисунка, компо­зиция платка.

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инстру­менты и приспособления для свободной росписи.

Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения сво­бодной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок.

Практическая работа: подбор вариантов композицион­ного решения шарфа: а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия; б) основные мотивы распо­ложены равномерно по всей плоскости шарфа; выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «сво­бодная роспись».

5. Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый
батик» >

История появления техники «бандан». Виды техники рос­писи данным способом (техники «планги», «складной батик»).

Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диван­ная подушка, салфетка, майка, шарф — на выбор).

6. Значение орнамента. Орнамент в одежде
Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов

народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символи­ческий орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в по­лосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета.

Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов орнаментов, элементов ком­позиций, в изучении сочетания различных цветов. Основы графического моделирования изделий.

Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен­тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры; выполне­ние эскиза для своего изделия (платок, платье и др.).

7. Применение техник «свободная роспись», «узелко­
вый батик» и «бандан» в художественном оформлении
одежды

Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Ко­лористическое решение композиции будущего изделия.

Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. Техника набойки. Современные энерго- и материалосберегающие, другие перспективные тех­нологии. Применение батика в оформлении интерьера.

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление одного из из­делий по выбору (платок, шарф, платье и др.).

8. Подведение итогов. Подготовка и проведение вы­
ставки -ярмарки

Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки творческих работ детей и педагога.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Журавлёва И. Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик / И. Д. Журавлёва. — М., 2003.

Синеглазова М. О. Батик / М. О. Синеглазова. — М., 2002.

Авторы В. А. Ерзунов, С. П. Куприн

Юный гитарист

Учебно-тематический план

 

 

 

№ п/п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие. Возникно­вение и развитие струнных инструментов. Знакомство с творчеством мастеров-гита­ристов. Словарик юного му­зыканта      
  Особенности посадки гита­риста. Постановка рук      
  Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Запись нот и читка с листа      
  Приёмы игры для правой и левой руки. Музыкальные упражнения для развития исполнительской техники      
  Выбор репертуара      
  Освоение вокального мастер­ства      
  Освоение основных аккордов мажорной тональности и то­нальности Ат      
  Работа над этюдами и пьесами    
  Отчётный концерт    
  Итого      

Содержание курса 1. Вводное занятие. Возникновение и развитие струн­ных инструментов. Знакомство с творчеством мастеров-гитаристов. Словарик юного музыканта







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 608. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия