Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соответственно политическим идеалом классицизма наибольшее внимание привлекало искусство императорского Рима (Овидий, Вергилий, Гораций).





Подражание мыслилось не как дословное копирование оригинала и подчинение образцу, а как со-ревнование с оригиналами. “Подражатель должен состязаться со своим оригиналом” (Буало); “Автору дана индивидуальность, чтобы вечно участвовать в состязании со своими предшественниками в рамках жанрового канона” (С.Аверинцев).

Поэт, избирая тот или иной жанр, имел в голове не только отвлеченную его схему, а образцовые сочинения. Имя становилось чином. Таков смысл словосочетания “северный Расин” о Сумарокове и др.

Имена наиболее великих поэтов становились знаками жанра в его наилучших проявлениях. Расин - знак классической трагедии, символ высокого достижения в этом жанре, это почти персонификация жанра.

В области стихотворных сатир такая персонификация связана с именами Горация, Ювенала и Буало. В области оды - Пиндара, Малерба и т.д.

^ Необходимо остановиться на вопросе о том, в чем видит классицизм смысл существенной пользы искусств и доставляемого ими удовольствия. Приведем несколько цитат из классицистических трактатов ХVIII века:

“Изящные искусства имеют свойство не только увеселять нас, но и другую, гораздо еще важнейшую пользу, а именно ту, чтобы возбуждать страсти и давать оным направление, сообразное с достоинством человека и целию Творца”.

“Искусства не только в состоянии льстить нашим чувствам и пленять сердце, но и вести нас к высокой цели - к нравственности, путем, усеянным цветами”.

“Изящным искусствам свойственно все, что только для человека полезно, делать приятным и давать всем нашим обязанностям очаровательную прелесть”.

“Изящные искусства, будучи обязаны происхождением одному желанию забавлять и увеселять, облагородилось впоследствии, чрез отличные заслуги, оказываемые ими Нравственности, Философии и Политике”.

“Непременно надобно, чтобы художества своими произведениям внушали нравственность, возвышали и укрепляли дух народный”.

Искусство таким образом воспитывает, облагораживает, просвещает, такова его миссия и прямая обязанность. В воспитательной этической миссии - оправдание существования искусства.

(Цит. по: Кириченко Е.И. Архитектурные теории ХIХ века в России. М., 1986. С. 17).
^ Особенности становления классицизма в России
В 30-60-е годы в России сложились благоприятные социальные (национальное единство, абсолютистская форма правления в лице просвещенного монарха Петра I) и эстетические (государственный характер русского барокко, новое понимание статуса писателя, новые типы и механизмы литературных связей) предпосылки для восприятия эстетической доктрины классицизма. В Петровскую эпоху ярко обнаружило себя и первое непосредственное обращение России к главному источнику новой европейской культуры - к античности. Для Западной Европы свойственная классицизму прямая апелляция к античности не являлась чем-то небывалым. Подобное, хотя в иных условия и по-иному, было пережито ею в период Ренессанса. В России же не было Ренессанса (см. “заторможенный Ренессанс”, “барокко в функции Ренессанса” и т.п.) и поэтому “возрождение” и “открытие античности” переживалось как бы с удвоенной силой и глубиной (Кириченко, Е.И., 1986, с. 14). С.И.Николаев пишет: “Это было не постепенное увеличение, а резкое изменение, взрыв: в 1690-1720-х гг. памятников античной литературы было переведено больше, чем за всю предшествующую историю русской литературы, а число переводов, так или иначе трактующих античные темы <...>, возросло необычайно. Отдельным опытом ХI-ХVII вв. Петровская эпоха противопоставила целенаправленную деятельность по усвоению античного наследия, фундамента европейской культуры” (Николаев, 1996, с. 33). “Петровская эпоха встала на путь цивилизаторского западноевропейского отношения к античности” (там же, с. 34).

Классицизм в России вместе с тем приобрел ярко выраженную национальную форму. Это один из национальных вариантов классицизма. Его специфические особенности нашли выражение в следующих моментах:

1. Россия обратилась к культурному опыту Западной Европы в тот момент, когда век Корнеля и Расина был уже позади, на первый план выходили идеалы Просвещения. Они явились философской основой русского классицизма.

2. Если в западноевропейских вариантах классицизма, и особенно в системе жанров французского классицизма, главенствующее место принадлежало драматическому роду - трагедии и комедии, то в русском классицизме жанровая доминанта смещается в область лирики и сатиры.

Теоретиком русского классицизма стал А.П.Сумароков (1718-1777). Его стихотворный трактат “Эпистола о стихотворстве” увидел свет в 1748 г., это первая стихотворная поэтика в России. “Эпистола”, без сомнения, имела образцом “Поэтическое искусство” Буало. Однако, подражая Буало, Сумароков чередовал переводы и пересказы отрывков “Поэтического искусства” с собственными объяснениями, вводил собственные темы для ряда жанров (сатиры, комедии), приводил свои примеры, ввел и новые жанры. Главное - в состязании с образцом ему удалось учесть национальные традиции русской литературы.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 672. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия