Конфессиональные особенности ислама в Казахстане
Следует обратить внимание на то, что ислам в Казахстане не является однородным образованием. Исторически сложилось так, что помимо суннизма ханафитского мазхаба, ислам представлен еще двумя направлениями – шиизмом и суфизмом. К тому же и среди суннитов Казахстана встречаются последователи нескольких мазхабов. Подавляющее большинство мусульман нашей страны (казахи, узбеки, уйгуры, татары и др.) следует предписаниям суннизма ханафитского мазхаба. Суннизм шафиитского мазхаба распространен среди чеченского и ингушского населения. Появляются и приверженцы суннизма ханбалитского мазхаба, проникающего в связи с расширением связей со странами арабского Востока. Ханафитский мазхаб отличается гибкостью и приспособляемостью вероучения к различным культурным традициям, местным обычаям. При этом он не предполагает жесткую организационную структуру. А для ханбалитского мазхаба характерны строгость правовой системы, консерватизм, неприятие всего нового и приверженность первоначальным формам ислама. В южных областях страны определенное влияние на население имеет суфизм, история которого восходит к имеющим древнюю историю братствам (орденам). Сам суфизм можно разделить на «классический суфизм» и «суфизм народный». Классический суфизм зародился в средневековый период. Его особенностью было создание устоявшихся доктринальных положений и образование сильной структурной организации – тарикатов, которые получали название от своих шейхов-основателей. Например, основателем ордена Ясавийа был Ходжа Ахмет Ясави. Истории известны другие суфийские ордена – накшбандийа, бекташийа, кубравийа, календарийа и другие. Народный суфизм впитал в себя многие элементы местных традиций и доисламских элементов. Последователями шиизма в Казахстане являются преимущественно азербайджанцы и иранцы. Из-за малочисленности этой религиозной группы в данное время шиизм не оказывает серьезного влияния на общественную и религиозную ситуацию в стране. Особняком в исламе находится община Ахмадие (Ахмадийский жамагат), возникшая в Казахстане под влиянием пакистанских и индийских проповедников. Многие религиозные установки этой общины противоречат основным канонам ислама (например признание последним пророком Мирзы Гуляма Ахмада), в связи с чем ее деятельность приобретает сектантский характер. Международная Ахмадийская мусульманская община была образована в 1889 г. в индийском штате Пенджаб. Заявление Мирзы Гуляма Ахмада (1835-1908 гг.) о том, что он является обетованным мессией и махди, которого ожидает весь мусульманский мир, вызвало негодование многих мусульман. Тем не менее, он продолжал проповедовать, и вскоре образовалась целая религиозная община. Во многих странах мусульманские богословы считают Ахмадие еретической сектой. В Пакистане, например, ее членам запрещено называть себя мусульманами, использовать исламскую терминологию, а Лига исламского мира объявила Ахмадие «враждебным исламу течением». В Казахстане Ахмадийский жамагат официально зарегистрирован в 1994 г. Таким образом, в наши дни по числу последователей наиболее крупной религией в Казахстане остается ислам. Уже более тысячи лет наша страна считается частью исламского мира, а суннизм ханафитского мазхаба – неотъемлемой частью идентичности ее населения. Приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный позитивный импульс развитию духовной жизни, культуры и науки в нашей стране.
|