Студопедия — Ислам в Казахстане в ХХ веке
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ислам в Казахстане в ХХ веке






Политика в отношении ислама в советский период. 1917 год коренным образом изменил судьбы российской державы. В Санкт-Петербурге вспыхнула новая революция. Царский самодержавный режим был свергнут. Власть оказалась в руках Временного правительства. Затем ему на смену пришла советская власть. Одним из столпов идеологии новой власти стал воинствующий атеизм. Большевики, руководствовавшиеся революционным материалистическим мировоззрением, отвергли идею Бога и религиозные моральные принципы.

Политика советского правительства в отношении ислама колебалась от первоначального умеренного принятия религии в качестве атрибута самостоятельности народов Востока до преследований верующих и жесткой антиисламской линии.

Первоначально новая власть заявила о свободе вероисповедания. В ноябре 1917 г., сразу после Октябрьского переворота, Совет народных комиссаров РСФСР выступил с обращением «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». В документе говорилось: «...отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно». В 1919 г. правительство Советского Казахстана разрешило праздновать Курбан-айт как официальный праздник.

В начале и середине 1920-х гг. отмечается активизация религиозной жизни. Мусульманские учреждения действовали по всему Казахстану и объединяли духовенство разных национальностей: казахов, уйгур, дунган, узбеков, татар. На долю казахов, как и прежде, приходилось около 90 % верующих и служителей культа. К 1924 г. в республике насчитывалось несколько десятков медресе, строились мечети, действовал шариатский суд. Подъем ислама отмечался особенно на юге Казахстана, в то же время на севере почти не было мусульманских школ, и судопроизводство в соответствии с требованиями шариата полностью отсутствовало.

В 1923 г. исламское духовенство Казахстана вошло в состав Центрального духовного управления мусульман внутренней России и Сибири, центр которого располагался в Уфе. Мечети получили и определенную финансовую самостоятельность благодаря тому, что велся массовый сбор пожертвований (закят, садака и др.) от населения.

Начиная с 1926 г. ведется политика жесткого преследования ислама. Если первоначально наступление на ислам велось с помощью идеологического воздействия, то затем начинаются уголовные преследования и репрессии. Власти объявляют об «антисоветском характере» мусульманства, и речь идет уже не только об антирелигиозной пропаганде, но и о «мерах борьбы с исламом». Религия была объявлена «классовым врагом трудящихся». В 1929 г. был введен запрет на преподавание ислама, началась масштабная антирелигиозная кампания в школах.

Своего апогея политика воинствующего атеизма достигла в 1930-е гг. По всему Советскому Союзу были закрыты тысячи церквей и мечетей. Многие храмы, в том числе и уникальные памятники культуры, были уничтожены или отданы под хозяйственные нужды. Человека, заявившего о вере в Бога, могли арестовать по доносу. Сотни служителей культа всех конфессий были расстреляны или отправлены в тюрьмы.

В рамках административной реформы в Казахстане были упразднены местные мусульманские органы самоуправления. Мусульманская община республики в 1941 г. перешла в ведение Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, административный центр которого находился в Ташкенте.

Некоторые послабления в отношении религии наметились лишь в военные годы (1941-1945 гг.). Православное и мусульманское духовенство поддержало патриотический настрой советского народа на борьбу с фашистскими захватчиками. Однако о подлинной свободе совести не было и речи.

Атеистическая политика велась вплоть до середины 1980-х гг. Государство жестко контролировало официальные структуры мусульманского духовенства. Власти не допускали увеличения численности мечетей, количество которых во всем Казахстане в 1960-1980-е гг. колебалось от 22 до 28.

Так, в 1961 г. было зарегистрировано 25 мусульманских объединений, имевших мечети. Общее количество мусульман, совершавших намазы в этих мечетях, оценивалось в 40 тысяч, из которых от 10 до 20 % составляли женщины. Кроме того, по данным властей, действовало 66 незарегистрированных исламских общин. Широкую известность получила деятельность так называемых «бродячих мулл», то есть служителей культа, справлявших обряды (похороны, свадьбы и др.) на дому, без соответствующей регистрации. По данным властей, в 1961 г. культовую деятельность в республике вел 521 «бродячий мулла». Лишь к моменту обретения Казахстаном независимости количество мечетей выросло до 68.

В годы советской власти государство осуществляло атеистическую политику, а принцип свободы совести, провозглашенный в Конституции, действовал лишь формально. Тем не менее, целенаправленная политика советской власти по искоренению религии так и не привела к полному ее вытеснению из общественной жизни. Результаты исследований, проведенных в Казахстане в конце 1980-х гг., показали достаточно высокий уровень религиозности. Доля людей, назвавших себя верующими и сочувствующими религии, составила в различных регионах республики от 20 до 70 %. Таким образом, атеизм за семь десятилетий так и не смог вытеснить ислам. Хотя население в большинстве своем и не придерживалось многих религиозных предписаний и обрядов, но принадлежность к исламу стала для многих одним из факторов духовного и национального самосознания.

История показала нежизнеспособность власти, опиравшейся на атеистическую идеологию. Советский Союз просуществовал всего 74 года и исчез с карты мира в декабре 1991 г. На руинах СССР возникли 15 независимых государств, в том числе и Республика Казахстан.

Ислам в независимом Казахстане. Опыт последних лет показывает, что ислам обладает мощным созидательным потенциалом, способствующим поддержанию и развитию духовности в обществе. Миролюбивая сущность вероучения пророка Мухаммеда, выраженная в неприятии насилия, а также в отказе от расовой и национальной нетерпимости, позитивно сказывается на сохранении и укреплении стабильности в нашей стране.

«Для нас, казахов, ислам – это, в первую очередь, высокий идеал и фактор, определяющий наше мировоззрение, своего рода Символ, позволяющий воздать должное памяти наших предков и богатой мусульманской культуре, которым некогда угрожало полное забвение», – пишет Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие».

Гуманистические идеалы ислама обеспечили социальный прогресс человечества. Развитие и эволюция мирового сообщества обеспечивались гуманистическими устремлениями, излагаемыми в классическом виде в священном Коране. Поэтому достижения современной цивилизации, нельзя рассматривать вне ценностей ислама.

Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. Стремительно растет число мусульманских общин. Если в 1991 г. их было всего 68, то в начале 2000-х гг. их численность достигла 1652, а на 1 января 2011 г. насчитывалось 2756. По всей стране возводятся новые мечети. Всего на начало 2011 г. действовало 2416 мусульманских культовых сооружений.

22 марта 2005 г. в Астане при участии Президента Нурсултана Назарбаева была открыта крупнейшая в стране мечеть «Нур-Астана». «Новая мечеть, – сказал на церемонии Глава государства, – станет подлинным духовным и религиозным центром молодой столицы Казахстана, а ее здание, отличающееся большим изяществом и красотой, еще больше украсит архитектурный облик города, придав ему особую неповторимость... Ознакомившись с культовым сооружением, гости города получат конкретное представление об Астане как о столице страны, исповедующей ислам – величайшую религию современности».

Мечеть «Нур-Астана» вошла в состав Исламского культурного центра, украсившего собой левый берег столицы. Мечеть одновременно может принять до пяти тысяч прихожан. Величественное здание украшают четыре минарета, каждый высотой в 62 метра, и 21 купол, покрытый алюминием с позолотой. Высота главного купола равняется 43 метрам.

В Алматы действует казахстанско-египетский Исламский университет «Нур-Мубарак». Каждый год в стране появляются новые медресе. Растет число верующих, среди которых немало молодежи. Все больше людей получают среднее и высшее духовное образование. Увеличивается число казахстанцев, совершающих паломничество в Мекку. В 2001 г. в хадж отправились 228 человек, в 2003 г. – 360, в 2005 г. – около 900, а в декабре 2007 г. в дальний путь отправились уже около 4300 пилигримов.

С 2006 г. первый день мусульманского праздника Курбан-айт объявлен в Казахстане праздничным. Казахстан является полноправным членом Организации «Исламская конференция», объединяющей более 50 мусульманских государств.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 885. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия